ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
Настоящий номер журнала «Электронные библиотеки» является третьей частью тематического выпуска и содержит статьи, подготовленные по материалам, доложенным их авторами на 9-й Международной научно-практической конференции «Математическое образование в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы (MATHEDU’ 2019)». Эта конференция состоялась 23–27 октября 2019 г. в Институте математики и механики (ИММ) им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета (КФУ) и была посвящена 215-летию КФУ. Организаторами конференции были Региональный научно-образовательный математический центр КФУ и ИММ им. Н.И. Лобачевского КФУ.
Конференция собрала более 280 человек из разных городов России, в т. ч. Москвы, Санкт-Петербурга, Альметьевска, Архангельска, Брянска, Владивостока, Екатеринбурга, Елабуги, Йошкар-Олы, Кирова, Коломны, Красноярска, Липецка, Майкопа, Набережных Челнов, Нижнего Новгорода, Нижнекамска, Нового Уренгоя, Ногинска, Омска, Оренбурга, Орска, Пензы, Перми, Ростова-на-Дону, Рязани, Самары, Саратова, Стерлитамака, Сургута, Сыктывкара, Тамбова, Томска, Ульяновска, Хабаровска, Чебоксар, Челябинска, Энгельса, Ялты, Ярославля и, конечно же, Казани и Республики Татарстан. В ней приняли участие специалисты из США, Колумбии, Азербайджана, Белоруси, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Украины.
Лейтмотивом, связующим все выступления, прозвучавшие на конференции, стало обсуждение проблем и дальнейших перспектив развития математического образования в условиях цифровизации образования и перехода на новые образовательные стандарты. В данном выпуске журнала представлены работы, посвященные созданию цифровой образовательной среды в обучении математике и информатике.
А. М. Елизаров, Л. Р. Шакирова
Опубликован: 03.03.2020
Весь выпуск
Статьи
Использование возможностей среды программирования Python при изучении математических дисциплин в техническом вузе
Методическая система изучения курса «Методика обучения и воспитания в математическом образовании» в цифровую эпоху
Содержание прикладной математической подготовки экономиста в условиях цифровизации
Электронное обучение математике студентов инженерных специальностей: первичный опыт
Методика организации SPOC курса по обучению планиметрии будущих учителей математики
Динамические адаптивные тесты-тренажеры в преподавании математики
Подготовка учителя информатики в условиях современной образовательной среды педагогического вуза
Рекурсия как метод решения математических задач с использованием инструментальных средств по ЭВМ
Обучение геометрии с использованием возможностей программы «Живая математика»
К вопросу о реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Региональный опыт реализации «мягкой» модели обучения геометрии с опорой на компьютерный эксперимент
Представлены некоторые результаты реализации «мягкой» модели обучения геометрии в школах Нижегородской области с опорой на идеи экспериментальной математики, в соответствии с которыми отбирается и разрабатывается содержание учебных материалов, способствующих развитию интеллекта учащихся (открытые задачи по геометрии). Отмечены преимущества перехода от статического взгляда на геометрическую задачу к динамическому, от традиционного изучения геометрии – к экспериментальному при использовании специальных развивающих учебных заданий: открытых исследовательских задач. Особенностью предлагаемых открытых задач по геометрии является то, что они, будучи проекцией традиционных классических задач по геометрии, в то же время, во-первых обеспечивают формирование основных компонентов ментального (когнитивного, понятийного, метакогнитивного, интенционального) опыта ученика и, во-вторых, создают условия для проявления индивидуальных познавательных стилей учащихся. Обогащение метакогнитивного опыта осуществляется с помощью цепочек открытых задач, которые создают условия для формирования умений планировать, прогнозировать и контролировать свою математическую деятельность.
Образовательные вебквесты, викторины и игры LEARNIS в системе методов мобильного обучения
Выстраивание траектории от алгебраической модели и компьютерного моделирования к дополнительному построению
Развитие межпредметных связей в процессе преподавания математики будущим архитекторам
Возможности использования мобильных устройств при обучении информатике
Направления развития информатизации отечественного образования периода цифровых информационных технологий
Требования к АИС «Единый деканат» для комплексной автоматизации учебно-управленческой деятельности АГНИ
Сформулированы основные требования к разработке и внедрению автоматизированных информационных систем в Альметьевском государственном нефтяном институте на основе анализа эксплуатации системы управления учебным процессом вуза.
Некоторые элементы методики конструирования электронных уроков
Преподавание математических дисциплин в условиях цифровизации
Методические подходы к развитию информационной компетенции студентов вуза
Использование технологии веб-квест в процессе обучения кибербезопасности
О некоторых аспектах содержания математического образования в условиях цифровой экономики
Современные условия ставят перед образованием новые задачи, в частности, перед математическим образованием, которое должно предоставлять каждому студенту возможность достижения необходимого уровня математической подготовки. В этой связи содержание математического образования должно играть решающую роль при переходе от компетенций, конкурирующих с тем, что компьютеры могут сделать, к компетенциям, дополняющим возможности компьютеров, что значительно улучшит востребованность выпускников в условиях цифровой экономики.
О проектном подходе в обучении студентов информационных направлений подготовки
Объектно-oриентированные проекты с созданием классов для математических объектов
Создание математических интернет-ресурсов на Joomla для студентов технического университета
Использование систем динамической математики в проектной деятельности учащихся
Применение облачных технологий в обучении будущих учителей математики
Рассмотрены основные позиции использования методической системы обучения будущих учителей математики основам математической информатики. Облачные технологии рассматриваются как одно из средств обучения и как объект изучения.