Региональный опыт реализации «мягкой» модели обучения геометрии с опорой на компьютерный эксперимент

Main Article Content

Милена Альбертовна Мичасова

Аннотация

Представлены некоторые результаты реализации «мягкой» модели обучения геометрии в школах Нижегородской области с опорой на идеи экспериментальной математики, в соответствии с которыми отбирается и разрабатывается содержание учебных материалов, способствующих развитию интеллекта учащихся (открытые задачи по геометрии). Отмечены преимущества перехода от статического взгляда на геометрическую задачу к динамическому, от традиционного изучения геометрии – к экспериментальному при использовании специальных развивающих учебных заданий: открытых исследовательских задач. Особенностью предлагаемых открытых задач по геометрии является то, что они, будучи проекцией традиционных классических задач по геометрии, в то же время, во-первых обеспечивают формирование основных компонентов ментального (когнитивного, понятийного, метакогнитивного, интенционального) опыта ученика и, во-вторых, создают условия для проявления индивидуальных познавательных стилей учащихся. Обогащение метакогнитивного опыта осуществляется с помощью цепочек открытых задач, которые создают условия для формирования умений планировать, прогнозировать и контролировать свою математическую деятельность.

Article Details

Как цитировать
Мичасова, М. А. (2020). Региональный опыт реализации «мягкой» модели обучения геометрии с опорой на компьютерный эксперимент. Электронные библиотеки, 23(1-2), 99-108. https://doi.org/10.26907/1562-5419-2020-23-1-2-99-108
Биография автора

Милена Альбертовна Мичасова

Кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский институт развития образования, г. Нижний Новгород.

Библиографические ссылки

1. Баранова В.Ю., Ковалева Г.С., Кошеленко Г.С. Особенности проведения исследования PISA-2009 в России. URL: http://www.centeroko.ru/ pisa09/ pisa09_pub.html
2. Далингер В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике: учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005, 456 с.
3. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2003, 222 с.
4. Зайкин М.И., Арюткина С.В., Зайкин Р.М. Цепочки, циклы и системы математических задач. Монография. Арзамас: АГПИ, 2013, 135 с.
5. Иванов С.Г., Люблинская И.Е., Рыжик В.И. Исследовательские сюжеты для среды THE GEOMETER'S SKETCHPAD // Компьютерные инструменты в образовании, 2003, № 3, С. 14–20.
6. Мичасова М.А. Компьютерный эксперимент в доказательстве теорем // Математическое образование в школе и вузе: теория и практика (MATHEDU – 2016). Материалы VI Международной научно-практической конференции. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016, С. 220–224.
7. Мичасова М.А. О компьютерном эксперименте при изучении геометрии. // Математическое образование в школе и вузе: теория и практика (MATHEDU – 2014) – Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 210-летию Казанского университета и Дню математики. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014, С. 220–224.
8. Мичасова М.А. Система динамической геометрии Geogebra – предметная среда для экспериментального изучения геометрии // Тезисы всероссийской научно-практической конференции «Преподавание физико-математических и естественных наук в школе. Традиции и инновации». Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2017, С. 123–127.
9. Мичасова М.А., Каторова О.Г., Кулыгина О.В., Федонина В.В. Об опыте применения интерактивной геометрической среды в условиях гимназии // Нижегородское образование, 2016, № 1, С. 97–102.
10. Сгибнев А.И. Как задавать вопросы? // Математика, 2007, № 12, С. 30–41.
11. Тестов В.А. Математическое образование в условиях сетевого пространства // Образование и наука, 2013, № 1(2), С. 111–120.
12. Шабанова М.В. Системы динамической геометрии в обучении математике: проблемы и пути их решения // Современные информационные технологии и ИТ-образование. Сборник избранных трудов VIII Международной научно-практической конференции. М.: ИНТУИТ, 2013, С. 229–237.
13. Шабат Г.Б. «Живая математика» и математический эксперимент // Вопросы образования, 2005, №3, С. 156–165.