https://elbib.ru/issue/feed Электронные библиотеки 2019-12-15T22:17:28+03:00 Редакция журнала «Электронные Библиотеки» ljmeditor@gmail.com Open Journal Systems <div id="journalDescription"> <p><strong>Дорогой посетитель!</strong></p> <p>Вы находитесь на сайте электронного научного журнала «Электронные библиотеки», посвященного оперативному отражению новых результатов теории и практики использования в России и за рубежом электронных библиотек – распределенных информационных систем, позволяющих обрабатывать, хранить, распространять, анализировать и организовывать поиск в разнообразных коллекциях электронных документов (текст, графика, аудио, видео и др.) через глобальные сети передачи данных. Журнал нацелен на формирование российского сообщества учёных, развивающих названное научное направление, и является в настоящее время единственным российским изданием, последовательно и систематически освещающим наиболее актуальные вопросы, связанные с развитием технологий электронных библиотек, которые в настоящее время становятся всё более существенными для совершенствования стандартов науки, экономики, образования, здравоохранения и качества жизни вообще. Научные электронные библиотеки играют важную роль в реализации активно поддерживаемых научным сообществом инициатив открытого доступа к результатам исследований, формировании открытой науки и глобальных репозиториев представления знаний и данных. Материалы журнала направлены на формирование российского сообщества ученых, экспертов и практиков, целенаправленно занимающимися вопросами использования технологий электронных библиотек для социально-экономического развития.</p> <p>Аудитория журнала включает широкий круг специалистов в сфере создания и использования информационно-коммуникационных технологий; ученых и исследователей; работников сфер образования и культуры; частных лиц, интересующихся проблемами развития современного информационного общества. Материалы, публикуемые в журнале, проходят строгую процедуру рецензирования и экспертного отбора.</p> </div> https://elbib.ru/article/view/529 Организация самостоятельной работы по математике в медицинском вузе 2019-12-15T21:29:35+03:00 Марина Борисовна Аржаник arzh_m@mail.ru Елена Владимировна Черникова elena_c62@mail.ru Выявлены проблемы, возникающие при преподавании математики в медицинском вузе. Рассмотрены способы организации самостоятельной работы на каждом этапе изучения предмета с помощью электронного учебного курса, реализованного на платформе Moodle. Исследовано отношение студентов к компонентам курса, позволяющее оценить, какие ресурсы являются наиболее востребованными. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/530 Геометрические построения на плоскости с помощью одной линейки 2019-12-15T21:29:36+03:00 Игорь Борисович Барский igor.barski@mail.ru Ирина Николаевна Сергеева sergeevairinan@yandex.ru Представлен в сокращенном варианте один из разделов спецкурса «Конструктивная геометрия», читаемого студентам-математикам педагогического направления Марийского государственного университета. Материал составлен так, что может быть рекомендован учителям математики для включения в соответствующий школьный спецкурс. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/531 Практико-ориентированная математическая подготовка студентов университетов 2019-12-15T21:29:36+03:00 Дильбар Наиловна Бикмухаметова dilbarbik@yandex.ru Алсу Рафаэлевна Миндубаева alsuha@mail.ru Евгения Михайловна Нуриева evgeniya-nurieva@yandex.ru Важную роль для целенаправленного развития мотивационного компонента формируемых компетенций у студентов инженерных и естественно-научных (геологических) специальностей играет демонстрация применения математических методов расчетов в технике и в геологии. При этом большое значение имеет решение практико-ориентированных задач. Необходимо научить студента осваивать материал не только на знаниевом уровне, но и на уровне владения математическими методами и моделями, интерполированием и экстраполированием не только в математике, но и в решении профессиональных и жизненных проблем. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/532 Компетентностный подход в обучении высшей математике студентов-бакалавров направления подготовки 13.03.02 – «Электроэнергетика и электротехника» в нефтегазовом вузе 2019-12-15T21:29:36+03:00 Татьяна Анатольевна Бродская tatyana.brodskaya72@mail.ru Целью математической подготовки бакалавров технических специальностей в рамках компетентностного подхода является формирование математической компетентности специалиста, которая выражается в способности выпускников применять математические методы в профессиональной деятельности. Компетенции приобретаются студентами в процессе освоения содержания образования, зафиксированного в образовательных стандартах и учебных программах дисциплин. Используя новые методы и формы организации учебного процесса, применяя новые средства обучения, можно сформировать компетенции на лекционных и практических занятиях по высшей математике. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/533 Stem-образование в современной школе в рамках проектной деятельности по естественно-научным дисциплинам 2019-12-15T21:29:36+03:00 Тамара Юрьевна Гаврилова tomagavrilova@mail.ru Ольга Григорьевна Игнатова Markovka0@mail.ru Рассмотрен вопрос STEM-образования в современной школе и методических подходах к его реализации на предметах естественно-научного цикла в рамках проектной деятельности. Приведен пример этапов работы над проектом, разбиения на предметные сферы. Поскольку STEM образование подразумевает не только получение знаний по отдельным предметам, но и применение их на практике, ключевым моментом работы над проектом становится практическое применение. В рамках предметной области «Математика и информатика» это предполагает совершение расчетов и представление конечных результатов с помощью современных технических средств. Таким образом предмет математики переходит из рамок академического знания в рамки практических умений. В частности, в статье приведен пример формирования финансовой грамотности обучающегося в рамках работы над проектом. STEM-обучение позволяет объединить научные методы, математическое моделирование, технологические приложения и инженерный дизайн. Тем самым формируется инновационное критическое мышление, появляется возможность и необходимость интегрированного обучения по темам, в рамках которого происходит активная коммуникация обучающихся и формируется новое образовательное пространство. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/534 «Технология наводящих вопросов» как методика обучения решению геометрических задач на доказательство 2019-12-15T21:29:37+03:00 Андрей Николаевич Давыдов davidoffan@rambler.ru Рассмотрена «технология наводящих вопросов» как методика обучения. Раскрыты содержательные особенности технологии обучения. Рассмотрены педагогические подходы к технологии обучения и компоненты технологии обучения как элементы содержательной структуры. Определены понятия: «наводящий вопрос» и «технология наводящих вопросов». Показан пример применения «технологии наводящих вопросов». Пояснена актуальность технологии обучения для формирования умений решать геометрические задачи на доказательство. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/535 К преподаванию курса «Линейная алгебра» в высших учебных заведениях 2019-12-15T21:29:37+03:00 Светлана Рашидовна Еникеева enikeeva.svetlana@mail.ru Семен Александрович Лившиц semen19772004@mail.ru Рассмотрены вопросы построения курса «Линейная алгебра» в высших учебных заведениях, цели и задачи обучения. Также затронуты проблемы преподавания теоретического материала на уроках математики. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/536 Формы взаимодействия участников образовательного процесса на ступени магистратуры 2019-12-15T21:29:37+03:00 Светлана Борисовна Забелина zabelina_sb@mail.ru Описаны принципы создания образовательного пространства на ступени магистратуры, отвечающего новым смыслам в образовании, и предложены эффективные формы взаимодействия участников образовательного процесса, соответствующие выделенным принципам. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/537 Реализация кейс-технологии в процессе обучения математике студентов-бакалавров направления «Нефтегазовое дело» 2019-12-15T21:29:37+03:00 Зульфия Филаритовна Зарипова zaripova1968@yandex.ru Проблема формирования активности личности в обучении математике весьма сложная. Перед преподавателем математики остается актуальным вопрос: какие методы применить, чтобы обучение математике было эффективным и практико-ориентированным, развивало активность личности в коллективной математической деятельности? Охарактеризована специфика применения кейс-технологии в обучении математике. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/538 Стендовый доклад как средство осмысленного представления результатов учебно-методической деятельности будущими учителями информатики во время педагогической практики 2019-12-15T21:29:37+03:00 Сергей Иванович Зенько sergey.zenko@tut.by Во время педагогической практики учебная деятельность студентов направлена на подготовку и проведение уроков информатики, а методическая – на анализ успешности выбора и реализации различных подходов, методов, форм и средств при работе с учащимися. Стендовый доклад дает возможность студентам осмысленно и взаимосвязанно представить результаты этих видов деятельности. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/539 Активные методы в обучении студентов педагогических вузов математическим дисциплинам 2019-12-15T21:29:37+03:00 Мария Евгеньевна Иванюк ivanyuk.maria@yandex.ru Рассмотрено использование активных методов в обучении математике студентов педагогических направлений. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/540 Использование аутентичных научных текстов в процессе обучения студентов решению задач дифференциальной геометрии 2019-12-15T21:29:37+03:00 Инесса Васильевна Игнатушина streleec@yandex.ru Представлена классификация задач по дифференциальной геометрии, в основе которой лежит характер связей между элементами задачи и соотношение между воспроизводящей и творческой деятельностью студентов при их решении. Показано, что важным источником для выбора текстов задач и методов их решения являются труды ученых – создателей классической дифференциальной геометрии. Работа с соответствующим научным текстом позволяет обучающемуся освоить такую образовательную стратегию, как методологическая редукция. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/541 Обучение учащихся способам саморегуляции при решении математических задач 2019-12-15T21:29:37+03:00 Мария Андреевна Кислякова rabota2486@yandex.ru Актуальная проблема современной теории и методики обучения математике – обучение способам саморегуляции в процессе решения математических задач. Приведены рекомендации и примеры проведения осознанной саморегуляции учащихся при решении математических задач. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/542 Из опыта использования метода ступенчатых представлений при подготовке школьников к научно-практическим фестивалям 2019-12-15T21:29:37+03:00 Владимир Иванович Кругленко vkruglenko@yandex.ru Мансур Файзрахманович Гильмуллин gilmullin.mansure@gmail.com Цифровизация экономики России требует соответствующих преобразований в системе образования и подготовки кадров. Преобразования в системе среднего образования нужно начинать в предметной области «Математика и информатика». В работе показан опыт подготовки и участия учащихся школ в секциях математики, информатики, биоинформатики научно-практических конференций. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/543 Об инвариантности неопределенного интеграла относительно метода его нахождения 2019-12-15T21:29:38+03:00 Сергей Вячеславович Костин kostinsv77@mail.ru Отмечена инвариантность неопределенного интеграла относительно метода его нахождения. Рассмотрена и решена с помощью трех различных методов модельная задача, на примере которой можно разъяснить студентам суть этой инвариантности. Отмечена важность формирования и развития математической культуры студентов технических университетов. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/544 Рабочая тетрадь по дифференциальным уравнениям как средство организации самостоятельной работы старшеклассников 2019-12-15T21:29:38+03:00 Наталья Ивановна Лобанова lobantchik@yandex.ru Показана целесообразность изучения элементов теории дифференциальных уравнений (жестких и мягких моделей) в системе дополнительного образования. Рассмотрено применение рабочей тетради по дифференциальным уравнениям как средство организации самостоятельной работы старшеклассников. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/545 Формирующее оценивание мыследеятельности будущих учителей математики в процессе решения задач по математической дисциплине 2019-12-15T21:29:38+03:00 Ольга Викторовна Макеева mov_ulspu@mail.ru Елена Викторовна Фолиадова ef1961@gmail.com Описана система критериев для оценивания решений учебных задач из предметной области при организации обучения будущих учителей математики. Критерии сформулированы в терминах деятельности и нацелены на усиление профессиональной составляющей процесса освоения математических дисциплин. Предложено использование указанной системы формирующих критериев при изучении базовых конструкций математического анализа. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/546 Применение методики проведения математических боев при обучении геометрии 2019-12-15T21:29:38+03:00 Андрей Александрович Масленков maslenkov_a@list.ru Александр Ефимович Масленков maslenkova_t@mail.ru Сергей Александрович Масленков msa@equifax.ru Разработаны проекты по планиметрии как домашние, однотипные варианты из 12 задач в виде чертежей на одной странице. Защита проектов – это геометрические бой, аналог математического боя. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/547 Математическая речь и развитие уровня математического знания учащихся 2019-12-15T21:29:38+03:00 Айгюн Абульфат Меджидова aygunmecidova@gmail.com Затронуты следующие вопросы: обучение математике на современном этапе и его цели; математическая речь учащихся как основной компонент математической подготовки; пути развития математической речи учащихся. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/548 Формирование экономической культуры учащихся на уроках математики в начальной школе 2019-12-15T21:29:38+03:00 Татьяна Николаевна Миракова tnmir@yandex.ru Обсуждены проблемы формирования экономической культуры младших школьников в процессе обучения математике, приводятся примеры экономического модуля школьных математических задач. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/549 Беги и решай: опыт соревнований по математическому рогейну 2019-12-15T21:29:38+03:00 Даниил Владимирович Мусатов musatych@gmail.com Максим Игоревич Калина kalina@cmc.adygmath.ru Оксана Нурбиевна Малхожева oksanka789@mail.ru Александр Викторович Юров yurov-av@yandex.ru Дауд Казбекович Мамий dmami@yandex.ru Городское ориентирование – популярный в России вид досуга, сочетающий физическую и интеллектуальную активность. Им увлекаются многие жители крупных городов, в том числе студенты и выпускники математических специальностей. Мы провели подобные соревнования с математическим уклоном как часть программы Кавказской математической олимпиады. В них участвовали как команды школьников, так и все желающие, в общей сложности более 300 человек. В статье собраны рекомендации по подготовке и проведению подобных соревнований. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/550 Реализация влияния средств икт на методы обучения математике в высшем образовании 2019-12-15T21:29:39+03:00 Анатолий Егорович Поличка aepol@mail.ru Приведен вариант методики подготовки и реализации содержания математической дисциплины одного гуманитарного направления подготовки обучаемых для использования средств ИКТ. В качестве примера выбрано использование электронной почты и средств мобильного ИКТ обучаемых. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/551 О формировании профессиональных компетенций будущих техников-программистов в процессе обучения программированию 2019-12-15T21:29:39+03:00 Фануза Мунировна Саляхова fsalaxova@mail.ru Зульфия Равильевна Халитова fsalaxova@mail.ru Описан опыт формирования профессиональных компетенций будущих техников-программистов при обучении программированию. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/552 Развитие компетенций студентов: формирование умения организовывать свою деятельность 2019-12-15T21:29:39+03:00 Светлана Александровна Соловьева solovjeva_sa@mail.ru В эпоху изменения структуры занятости населения в сторону уменьшения доли рутинного труда особо актуальна задача формирования у студентов проектного мышления и навыков организации своей деятельности. В статье на основе технологического, деятельностного и компетентностного подходов проведен анализ образовательных и развивающих возможностей одного из способов организации самостоятельной работы студентов при изучении курса высшей математики. Выявлено, что в процессе применения данного педагогического приема формируются все элементы рассматриваемой компетенции. Кроме того, описанный метод способствует улучшению качества математической подготовки студентов без существенного увеличения нагрузки преподавателя. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/553 Обобщение инновационных подходов к модернизации методов обучения алгебре в школе 2019-12-15T21:29:39+03:00 Нелли Петровна Филичева Filicheva6@yandex.ru Предложена совокупность методов обучения алгебре в школе, способствующая адаптации и развитию личности обучающегося, повышению эффективности и научности обучения математике. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/554 Из опыта преподавания истории информатики с использованием кейс-технологии 2019-12-15T21:29:39+03:00 Ирина Анатольевна Фоминых foir@yandex.ru Рассмотрены основы кейс-технологии. Приведены примеры кейсов по истории информатики. Пояснены методические подходы к разработке кейсов и организации учебного процесса с их использованием. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/555 Об особенностях проектирования индивидуальных образовательных маршрутов по математике 2019-12-15T21:29:39+03:00 Анжела Ринатона Хасаншина papper@mail.ru Ольга Викторовна Разумова miraolga@rambler.ru Раскрыты некоторые подходы решения проблемы педагогического проектирования учебной деятельности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей. Рассмотрены особенности проектирования индивидуальных образовательных маршрутов по математике. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/556 Об одном подходе к изложению основ геометрии лобачевского студентам младших курсов и школьникам 2019-12-15T21:29:39+03:00 Вадим Васильевич Шурыгин Vadim.Shurygin@kpfu.ru Вадим Вадимович Шурыгин 1Vadim.Shurygin@kpfu.ru Группа движений плоскости Лобачевского, как и группа движений евклидовой плоскости, порождается симметриями относительно прямых линий. Это позволяет развить подход к построению модели Пуанкаре плоскости Лобачевского, основанный на свойствах инверсий и пучков окружностей на евклидовой плоскости. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/557 Qualitative Analysis of the Relationship Between Teachers and Students`not-Knowing in the Process of Solving Reasoning Tasks 2019-12-15T21:29:39+03:00 Kevin Fierro kfierro2@mainers.utep.edu Mourat Tchoshanov mouratt@utep.edu Gulshat Shakirova gkharis@gmail.com Mason and Spence’s (1999) work demonstrate a detailed view into the concept of knowing. Although they highlight the importance of not-knowing as a first step, it is a topic that is not well researched. This study aims at expanding that research, by analyzing not-knowing expressions from teacher to student and possible connections to be found. During a course of geometric reasoning student teachers were asked to reason with a tangram while simultaneously recording their expressions of not-knowing and reflecting on it periodically. Student teachers were then tasked to teach this lesson to their students, who would also reflect and express their forms of not-knowing. Findings presented no real link between teacher-student expressions of not-knowing, but two major conclusions were made. Individuals altogether struggle conveying their not-knowing clearly and when they did express it, these expressions leaned heavily on not-knowing-that and not-knowing-how forms. A discussion follows to interpret said findings. A conclusion is made detailing key points in the study and what comes next for the concept of not-knowing. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/558 How to Assign Points for Chores 2019-12-15T21:29:40+03:00 Olga Kosheleva olgak@utep.edu Vladik Kreinovich vladik@utep.edu Many parents reward their children for doing different chores. The problem is that: while in the beginning, kids are very enthusiastic about performing chores and collecting points, by the time when they have accumulated a sufficient number of points, they become less and less interested. In this paper, we provide a decision theory solution on how many points to assign for consecutive chores. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/559 Egyptian Fractions Re-Revisited 2019-12-15T21:29:40+03:00 Olga Kosheleva olgak@utep.edu Vladik Kreinovich vladik@utep.edu Francisco Zapata fcozpt@outlook.com Ancient Egyptians represented each fraction as a sum of unit fractions, i.e., fractions of the type 1/n. In our previous papers, we explained that this representation makes perfect sense: e.g., it leads to an efficient way of dividing loaves of bread between people. However, one thing remained unclear: why, when representing fractions of the type 2/(2k+1), Egyptians did not use a natural representation 1/(2k+1)+1/(2k+1), but used a much more complicated representation instead. In this paper, we show that the need for such a complicated representation can be explained if we take into account that instead of cutting a rectangular-shaped loaf in one direction – as we considered earlier – we can simultaneously cut it in two orthogonal directions. For example, to cut a loaf into 6 pieces, we can cut in 2 pieces in one direction and in 3 pieces in another direction. Together, these cuts will divide the original loaf into 2 * 3 = 6 pieces. It is known that Egyptian fractions are an exciting topics for kids, helping them better understand fractions. In view of this fact, we plan to use our new explanation to further enhance this understanding. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/560 Anatole France`s Statement on Education Transformed into a Theorem 2019-12-15T21:29:40+03:00 Mourat Tchoshanov mouratt@utep.edu Olga Kosheleva olgak@utep.edu Vladik Kreinovich vladik@utep.edu Education researchers often cite a statement from Anatole France: "An education isn't how much you have committed to memory, or even how much you know. It's being able to differentiate between what you know and what you don't." In this paper, we show how this statement can be transformed into an exact theorem. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/561 How to Assign Grades to Tasks so as to Maximize Student Efforts 2019-12-15T21:29:40+03:00 Laxman Bokati Vyacheslav Kalashnikov kalash@itesm.mx Natalalia Kalashnykova nkalash2009@gmail.com Olga Kosheleva olgak@utep.edu Vladik Kreinovich vladik@utep.edu In some classes, students want to get a passing grade (e.g., C or B) by spending the smallest amount of effort. In such situations, it is reasonable for the instructor to assign the grades for different tasks in such a way that the resulting overall student's effort is the largest possible. In this paper, we show that to achieve this goal, we need to assign, to each task, the number of points proportional to the efforts needed for this task. 2019-12-15T22:17:28+03:00 Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки