Электронные библиотеки https://elbib.ru/ <div id="journalDescription"> <p><strong>Дорогой посетитель!</strong></p> <p>Вы находитесь на сайте электронного научного журнала «Электронные библиотеки», посвященного оперативному отражению новых результатов теории и практики использования в России и за рубежом электронных библиотек – распределенных информационных систем, позволяющих обрабатывать, хранить, распространять, анализировать и организовывать поиск в разнообразных коллекциях электронных документов (текст, графика, аудио, видео и др.) через глобальные сети передачи данных. Журнал нацелен на формирование российского сообщества учёных, развивающих названное научное направление, и является в настоящее время единственным российским изданием, последовательно и систематически освещающим наиболее актуальные вопросы, связанные с развитием технологий электронных библиотек, которые в настоящее время становятся всё более существенными для совершенствования стандартов науки, экономики, образования, здравоохранения и качества жизни вообще. Научные электронные библиотеки играют важную роль в реализации активно поддерживаемых научным сообществом инициатив открытого доступа к результатам исследований, формировании открытой науки и глобальных репозиториев представления знаний и данных. Материалы журнала направлены на формирование российского сообщества ученых, экспертов и практиков, целенаправленно занимающимися вопросами использования технологий электронных библиотек для социально-экономического развития.</p> <p>Аудитория журнала включает широкий круг специалистов в сфере создания и использования информационно-коммуникационных технологий; ученых и исследователей; работников сфер образования и культуры; частных лиц, интересующихся проблемами развития современного информационного общества. Материалы, публикуемые в журнале, проходят строгую процедуру рецензирования и экспертного отбора.</p> </div> ru-RU <p class="text-justify">Представляя статьи для публикации в журнале «Электронные библиотеки», авторы автоматически дают согласие предоставить ограниченную лицензию на использование материалов Казанскому (Приволжскому) федеральному университету (КФУ) (разумеется, лишь в том случае, если статья будет принята к публикации). Это означает, что КФУ имеет право опубликовать статью в ближайшем выпуске журнала (на веб-сайте или в печатной форме), а также переиздавать эту статью на архивных компакт-дисках журнала или включить в ту или иную информационную систему или базу данных, производимую КФУ.</p> <p class="text-justify">Все авторские материалы размещены в журнале «Электронные библиотеки» с ведома авторов. В случае, если у кого-либо из авторов есть возражения против публикации его материалов на данном сайте, материал может быть снят при условии уведомления редакции журнала в письменной форме.</p> <p class="text-justify">Документы, изданные в журнале «Электронные библиотеки», защищены законодательством об авторских правах, и все авторские права сохраняются за авторами. Авторы самостоятельно следят за соблюдением своих прав на воспроизводство или перевод их работ, опубликованных в журнале. Если материал, опубликованный в журнале «Электронные библиотеки», с разрешения автора переиздается другим издателем или переводится на другой язык, то ссылка на оригинальную публикацию обязательна.</p> <p class="text-justify">Передавая статьи для опубликования в журнале «Электронные библиотеки», авторы должны принимать в расчет, что публикации в интернете, с одной стороны, предоставляют уникальные возможности доступа к их материалам, но, с другой, являются новой формой обмена информацией в глобальном информационном обществе, где авторы и издатели пока не всегда обеспечены защитой от неправомочного копирования или иного использования материалов, защищенных авторским правом.</p> <p class="text-justify">При использовании материалов из журнала обязательна ссылка на URL: http://elbib.kpfu.ru. Любые изменения, дополнения или редактирования авторского текста недопустимы. Копирование отдельных фрагментов статей из журнала разрешается только для научных исследований и персонального использования, но не для коммерческого использования, перепродажи или передачи другому лицу.</p> <p class="text-justify">Запросы на право переиздания или использования любых материалов, опубликованных в журнале «Электронные библиотеки», следует направлять главному редактору Елизарову А.М. по адресу: amelizarov@gmail.com</p> <p class="text-justify">Издатели журнала «Электронные библиотеки» не несут ответственности за точки зрения, излагаемые в публикуемых авторских статьях.</p> <p class="text-justify">Предлагаем авторам статей загрузить с этой страницы, подписать и выслать в адрес издателя журнала по электронной почте&nbsp;<a href="https://elbib.ru/files/docs/ru-copyright-101443.docx" target="_blank" rel="noopener">скан Авторского договора о передаче неисключительных прав на использование произведения</a>.</p> ljmeditor@gmail.com (Редакция журнала «Электронные Библиотеки») ljmeditor@gmail.com (Редакция журнала) Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 OJS 3.1.2.4 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Организация самостоятельной работы по математике в медицинском вузе https://elbib.ru/article/view/529 Выявлены проблемы, возникающие при преподавании математики в медицинском вузе. Рассмотрены способы организации самостоятельной работы на каждом этапе изучения предмета с помощью электронного учебного курса, реализованного на платформе Moodle. Исследовано отношение студентов к компонентам курса, позволяющее оценить, какие ресурсы являются наиболее востребованными. Марина Борисовна Аржаник, Елена Владимировна Черникова Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/529 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Геометрические построения на плоскости с помощью одной линейки https://elbib.ru/article/view/530 Представлен в сокращенном варианте один из разделов спецкурса «Конструктивная геометрия», читаемого студентам-математикам педагогического направления Марийского государственного университета. Материал составлен так, что может быть рекомендован учителям математики для включения в соответствующий школьный спецкурс. Игорь Борисович Барский, Ирина Николаевна Сергеева Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/530 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Практико-ориентированная математическая подготовка студентов университетов https://elbib.ru/article/view/531 Важную роль для целенаправленного развития мотивационного компонента формируемых компетенций у студентов инженерных и естественно-научных (геологических) специальностей играет демонстрация применения математических методов расчетов в технике и в геологии. При этом большое значение имеет решение практико-ориентированных задач. Необходимо научить студента осваивать материал не только на знаниевом уровне, но и на уровне владения математическими методами и моделями, интерполированием и экстраполированием не только в математике, но и в решении профессиональных и жизненных проблем. Дильбар Наиловна Бикмухаметова, Алсу Рафаэлевна Миндубаева, Евгения Михайловна Нуриева Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/531 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Компетентностный подход в обучении высшей математике студентов-бакалавров направления подготовки 13.03.02 – «Электроэнергетика и электротехника» в нефтегазовом вузе https://elbib.ru/article/view/532 Целью математической подготовки бакалавров технических специальностей в рамках компетентностного подхода является формирование математической компетентности специалиста, которая выражается в способности выпускников применять математические методы в профессиональной деятельности. Компетенции приобретаются студентами в процессе освоения содержания образования, зафиксированного в образовательных стандартах и учебных программах дисциплин. Используя новые методы и формы организации учебного процесса, применяя новые средства обучения, можно сформировать компетенции на лекционных и практических занятиях по высшей математике. Татьяна Анатольевна Бродская Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/532 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Stem-образование в современной школе в рамках проектной деятельности по естественно-научным дисциплинам https://elbib.ru/article/view/533 Рассмотрен вопрос STEM-образования в современной школе и методических подходах к его реализации на предметах естественно-научного цикла в рамках проектной деятельности. Приведен пример этапов работы над проектом, разбиения на предметные сферы. Поскольку STEM образование подразумевает не только получение знаний по отдельным предметам, но и применение их на практике, ключевым моментом работы над проектом становится практическое применение. В рамках предметной области «Математика и информатика» это предполагает совершение расчетов и представление конечных результатов с помощью современных технических средств. Таким образом предмет математики переходит из рамок академического знания в рамки практических умений. В частности, в статье приведен пример формирования финансовой грамотности обучающегося в рамках работы над проектом. STEM-обучение позволяет объединить научные методы, математическое моделирование, технологические приложения и инженерный дизайн. Тем самым формируется инновационное критическое мышление, появляется возможность и необходимость интегрированного обучения по темам, в рамках которого происходит активная коммуникация обучающихся и формируется новое образовательное пространство. Тамара Юрьевна Гаврилова, Ольга Григорьевна Игнатова Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/533 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 «Технология наводящих вопросов» как методика обучения решению геометрических задач на доказательство https://elbib.ru/article/view/534 Рассмотрена «технология наводящих вопросов» как методика обучения. Раскрыты содержательные особенности технологии обучения. Рассмотрены педагогические подходы к технологии обучения и компоненты технологии обучения как элементы содержательной структуры. Определены понятия: «наводящий вопрос» и «технология наводящих вопросов». Показан пример применения «технологии наводящих вопросов». Пояснена актуальность технологии обучения для формирования умений решать геометрические задачи на доказательство. Андрей Николаевич Давыдов Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/534 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 К преподаванию курса «Линейная алгебра» в высших учебных заведениях https://elbib.ru/article/view/535 Рассмотрены вопросы построения курса «Линейная алгебра» в высших учебных заведениях, цели и задачи обучения. Также затронуты проблемы преподавания теоретического материала на уроках математики. Светлана Рашидовна Еникеева, Семен Александрович Лившиц Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/535 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Формы взаимодействия участников образовательного процесса на ступени магистратуры https://elbib.ru/article/view/536 Описаны принципы создания образовательного пространства на ступени магистратуры, отвечающего новым смыслам в образовании, и предложены эффективные формы взаимодействия участников образовательного процесса, соответствующие выделенным принципам. Светлана Борисовна Забелина Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/536 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Реализация кейс-технологии в процессе обучения математике студентов-бакалавров направления «Нефтегазовое дело» https://elbib.ru/article/view/537 Проблема формирования активности личности в обучении математике весьма сложная. Перед преподавателем математики остается актуальным вопрос: какие методы применить, чтобы обучение математике было эффективным и практико-ориентированным, развивало активность личности в коллективной математической деятельности? Охарактеризована специфика применения кейс-технологии в обучении математике. Зульфия Филаритовна Зарипова Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/537 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Стендовый доклад как средство осмысленного представления результатов учебно-методической деятельности будущими учителями информатики во время педагогической практики https://elbib.ru/article/view/538 Во время педагогической практики учебная деятельность студентов направлена на подготовку и проведение уроков информатики, а методическая – на анализ успешности выбора и реализации различных подходов, методов, форм и средств при работе с учащимися. Стендовый доклад дает возможность студентам осмысленно и взаимосвязанно представить результаты этих видов деятельности. Сергей Иванович Зенько Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/538 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Активные методы в обучении студентов педагогических вузов математическим дисциплинам https://elbib.ru/article/view/539 Рассмотрено использование активных методов в обучении математике студентов педагогических направлений. Мария Евгеньевна Иванюк Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/539 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Использование аутентичных научных текстов в процессе обучения студентов решению задач дифференциальной геометрии https://elbib.ru/article/view/540 Представлена классификация задач по дифференциальной геометрии, в основе которой лежит характер связей между элементами задачи и соотношение между воспроизводящей и творческой деятельностью студентов при их решении. Показано, что важным источником для выбора текстов задач и методов их решения являются труды ученых – создателей классической дифференциальной геометрии. Работа с соответствующим научным текстом позволяет обучающемуся освоить такую образовательную стратегию, как методологическая редукция. Инесса Васильевна Игнатушина Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/540 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Обучение учащихся способам саморегуляции при решении математических задач https://elbib.ru/article/view/541 Актуальная проблема современной теории и методики обучения математике – обучение способам саморегуляции в процессе решения математических задач. Приведены рекомендации и примеры проведения осознанной саморегуляции учащихся при решении математических задач. Мария Андреевна Кислякова Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/541 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Из опыта использования метода ступенчатых представлений при подготовке школьников к научно-практическим фестивалям https://elbib.ru/article/view/542 Цифровизация экономики России требует соответствующих преобразований в системе образования и подготовки кадров. Преобразования в системе среднего образования нужно начинать в предметной области «Математика и информатика». В работе показан опыт подготовки и участия учащихся школ в секциях математики, информатики, биоинформатики научно-практических конференций. Владимир Иванович Кругленко, Мансур Файзрахманович Гильмуллин Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/542 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Об инвариантности неопределенного интеграла относительно метода его нахождения https://elbib.ru/article/view/543 Отмечена инвариантность неопределенного интеграла относительно метода его нахождения. Рассмотрена и решена с помощью трех различных методов модельная задача, на примере которой можно разъяснить студентам суть этой инвариантности. Отмечена важность формирования и развития математической культуры студентов технических университетов. Сергей Вячеславович Костин Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/543 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Рабочая тетрадь по дифференциальным уравнениям как средство организации самостоятельной работы старшеклассников https://elbib.ru/article/view/544 Показана целесообразность изучения элементов теории дифференциальных уравнений (жестких и мягких моделей) в системе дополнительного образования. Рассмотрено применение рабочей тетради по дифференциальным уравнениям как средство организации самостоятельной работы старшеклассников. Наталья Ивановна Лобанова Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/544 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Формирующее оценивание мыследеятельности будущих учителей математики в процессе решения задач по математической дисциплине https://elbib.ru/article/view/545 Описана система критериев для оценивания решений учебных задач из предметной области при организации обучения будущих учителей математики. Критерии сформулированы в терминах деятельности и нацелены на усиление профессиональной составляющей процесса освоения математических дисциплин. Предложено использование указанной системы формирующих критериев при изучении базовых конструкций математического анализа. Ольга Викторовна Макеева, Елена Викторовна Фолиадова Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/545 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Применение методики проведения математических боев при обучении геометрии https://elbib.ru/article/view/546 Разработаны проекты по планиметрии как домашние, однотипные варианты из 12 задач в виде чертежей на одной странице. Защита проектов – это геометрические бой, аналог математического боя. Андрей Александрович Масленков, Александр Ефимович Масленков, Сергей Александрович Масленков Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/546 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Математическая речь и развитие уровня математического знания учащихся https://elbib.ru/article/view/547 Затронуты следующие вопросы: обучение математике на современном этапе и его цели; математическая речь учащихся как основной компонент математической подготовки; пути развития математической речи учащихся. Айгюн Абульфат Меджидова Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/547 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Формирование экономической культуры учащихся на уроках математики в начальной школе https://elbib.ru/article/view/548 Обсуждены проблемы формирования экономической культуры младших школьников в процессе обучения математике, приводятся примеры экономического модуля школьных математических задач. Татьяна Николаевна Миракова Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/548 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Беги и решай: опыт соревнований по математическому рогейну https://elbib.ru/article/view/549 Городское ориентирование – популярный в России вид досуга, сочетающий физическую и интеллектуальную активность. Им увлекаются многие жители крупных городов, в том числе студенты и выпускники математических специальностей. Мы провели подобные соревнования с математическим уклоном как часть программы Кавказской математической олимпиады. В них участвовали как команды школьников, так и все желающие, в общей сложности более 300 человек. В статье собраны рекомендации по подготовке и проведению подобных соревнований. Даниил Владимирович Мусатов, Максим Игоревич Калина, Оксана Нурбиевна Малхожева, Александр Викторович Юров, Дауд Казбекович Мамий Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/549 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Реализация влияния средств икт на методы обучения математике в высшем образовании https://elbib.ru/article/view/550 Приведен вариант методики подготовки и реализации содержания математической дисциплины одного гуманитарного направления подготовки обучаемых для использования средств ИКТ. В качестве примера выбрано использование электронной почты и средств мобильного ИКТ обучаемых. Анатолий Егорович Поличка Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/550 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 О формировании профессиональных компетенций будущих техников-программистов в процессе обучения программированию https://elbib.ru/article/view/551 Описан опыт формирования профессиональных компетенций будущих техников-программистов при обучении программированию. Фануза Мунировна Саляхова, Зульфия Равильевна Халитова Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/551 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Развитие компетенций студентов: формирование умения организовывать свою деятельность https://elbib.ru/article/view/552 В эпоху изменения структуры занятости населения в сторону уменьшения доли рутинного труда особо актуальна задача формирования у студентов проектного мышления и навыков организации своей деятельности. В статье на основе технологического, деятельностного и компетентностного подходов проведен анализ образовательных и развивающих возможностей одного из способов организации самостоятельной работы студентов при изучении курса высшей математики. Выявлено, что в процессе применения данного педагогического приема формируются все элементы рассматриваемой компетенции. Кроме того, описанный метод способствует улучшению качества математической подготовки студентов без существенного увеличения нагрузки преподавателя. Светлана Александровна Соловьева Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/552 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Обобщение инновационных подходов к модернизации методов обучения алгебре в школе https://elbib.ru/article/view/553 Предложена совокупность методов обучения алгебре в школе, способствующая адаптации и развитию личности обучающегося, повышению эффективности и научности обучения математике. Нелли Петровна Филичева Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/553 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Из опыта преподавания истории информатики с использованием кейс-технологии https://elbib.ru/article/view/554 Рассмотрены основы кейс-технологии. Приведены примеры кейсов по истории информатики. Пояснены методические подходы к разработке кейсов и организации учебного процесса с их использованием. Ирина Анатольевна Фоминых Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/554 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Об особенностях проектирования индивидуальных образовательных маршрутов по математике https://elbib.ru/article/view/555 Раскрыты некоторые подходы решения проблемы педагогического проектирования учебной деятельности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей. Рассмотрены особенности проектирования индивидуальных образовательных маршрутов по математике. Анжела Ринатона Хасаншина, Ольга Викторовна Разумова Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/555 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Об одном подходе к изложению основ геометрии лобачевского студентам младших курсов и школьникам https://elbib.ru/article/view/556 Группа движений плоскости Лобачевского, как и группа движений евклидовой плоскости, порождается симметриями относительно прямых линий. Это позволяет развить подход к построению модели Пуанкаре плоскости Лобачевского, основанный на свойствах инверсий и пучков окружностей на евклидовой плоскости. Вадим Васильевич Шурыгин, Вадим Вадимович Шурыгин Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/556 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Qualitative Analysis of the Relationship Between Teachers and Students`not-Knowing in the Process of Solving Reasoning Tasks https://elbib.ru/article/view/557 Mason and Spence’s (1999) work demonstrate a detailed view into the concept of knowing. Although they highlight the importance of not-knowing as a first step, it is a topic that is not well researched. This study aims at expanding that research, by analyzing not-knowing expressions from teacher to student and possible connections to be found. During a course of geometric reasoning student teachers were asked to reason with a tangram while simultaneously recording their expressions of not-knowing and reflecting on it periodically. Student teachers were then tasked to teach this lesson to their students, who would also reflect and express their forms of not-knowing. Findings presented no real link between teacher-student expressions of not-knowing, but two major conclusions were made. Individuals altogether struggle conveying their not-knowing clearly and when they did express it, these expressions leaned heavily on not-knowing-that and not-knowing-how forms. A discussion follows to interpret said findings. A conclusion is made detailing key points in the study and what comes next for the concept of not-knowing. Kevin Fierro, Mourat Tchoshanov, Gulshat Shakirova Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/557 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 How to Assign Points for Chores https://elbib.ru/article/view/558 Many parents reward their children for doing different chores. The problem is that: while in the beginning, kids are very enthusiastic about performing chores and collecting points, by the time when they have accumulated a sufficient number of points, they become less and less interested. In this paper, we provide a decision theory solution on how many points to assign for consecutive chores. Olga Kosheleva, Vladik Kreinovich Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/558 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Egyptian Fractions Re-Revisited https://elbib.ru/article/view/559 Ancient Egyptians represented each fraction as a sum of unit fractions, i.e., fractions of the type 1/n. In our previous papers, we explained that this representation makes perfect sense: e.g., it leads to an efficient way of dividing loaves of bread between people. However, one thing remained unclear: why, when representing fractions of the type 2/(2k+1), Egyptians did not use a natural representation 1/(2k+1)+1/(2k+1), but used a much more complicated representation instead. In this paper, we show that the need for such a complicated representation can be explained if we take into account that instead of cutting a rectangular-shaped loaf in one direction – as we considered earlier – we can simultaneously cut it in two orthogonal directions. For example, to cut a loaf into 6 pieces, we can cut in 2 pieces in one direction and in 3 pieces in another direction. Together, these cuts will divide the original loaf into 2 * 3 = 6 pieces. It is known that Egyptian fractions are an exciting topics for kids, helping them better understand fractions. In view of this fact, we plan to use our new explanation to further enhance this understanding. Olga Kosheleva, Vladik Kreinovich, Francisco Zapata Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/559 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 Anatole France`s Statement on Education Transformed into a Theorem https://elbib.ru/article/view/560 Education researchers often cite a statement from Anatole France: "An education isn't how much you have committed to memory, or even how much you know. It's being able to differentiate between what you know and what you don't." In this paper, we show how this statement can be transformed into an exact theorem. Mourat Tchoshanov, Olga Kosheleva, Vladik Kreinovich Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/560 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300 How to Assign Grades to Tasks so as to Maximize Student Efforts https://elbib.ru/article/view/561 In some classes, students want to get a passing grade (e.g., C or B) by spending the smallest amount of effort. In such situations, it is reasonable for the instructor to assign the grades for different tasks in such a way that the resulting overall student's effort is the largest possible. In this paper, we show that to achieve this goal, we need to assign, to each task, the number of points proportional to the efforts needed for this task. Laxman Bokati, Vyacheslav Kalashnikov, Natalalia Kalashnykova, Olga Kosheleva, Vladik Kreinovich Copyright (c) 2019 Электронные библиотеки https://elbib.ru/article/view/561 Sun, 15 Dec 2019 22:17:28 +0300