Настоящие номера 3 и 4 журнала «Электронные библиотеки» включают статьи, подготовленные сотрудниками и студентами кафедры программной инженерии Высшей школы информационных технологий и интеллектуальных систем Казанского (Приволжского) федерального университета (ВШ ИТИС КФУ).

Статьи, представленные в данном тематическом сборнике, охватывают несколько основных направлений деятельности кафедры: цифровое образование и использование программных инструментов в образовательном процессе, виртуальная реальность и компьютерные игры, мобильные технологии.

В контексте цифрового образования авторы нескольких статей обращают внимание на применение мобильных технологий в обучении для решения узкоспециализированных задач, рассматривают использование модели студента для задач образовательной аналитики и адаптивного обучения, а также приводят подход к реализации модели совместного обучения, основанной на стратегии STAD. Авторы предлагают также подходы к индивидуализации образования, касающиеся автоматизированной генерации индивидуальной траектории и расписания, а также формирования учебных групп и проектных команд с учетом компетенций и личностных качеств обучающихся. Кроме того, в этих работах раскрыта зависимость достоверности оценки знаний от визуального представления вопросов проверочного тестирования и приведена схема работы инструмента проектирования адаптивных тестов для microlearning-приложений, рассмотрены вопросы определения сложности курса и анализа связей расписания с успеваемостью студентов, описана концепция программного инструмента для обучения языку программирования Java с элементами игрофикации и особенности внедрения микросервисной архитектуры в проектную работу студенческой лаборатории.

В статьях, посвященных виртуальной реальности и разработке компьютерных игр, описаны концепции программного инструмента для генерации сценарного прототипа игры на основе текстового описания, предложен метод виртуализации запахов, а также представлены математические подходы для реализации методов синхронизации действий игрока и виртуального аватара.

В работах, описывающих новые решения в области мобильных разработок, рассмотрены методы модификации визуальных интерфейсов на основе индивидуальных характеристик пользователя, описан программный инструмент для автоматической генерации кода визуального интерфейса на основе данных графического редактора, приведен алгоритм синхронизации сессий дополненной реальности на мобильных устройствах.

Кроме того, в тематическом сборнике представлены статьи с описанием программных инструментов, использующих технологию распределенных реестров для решения специализированных задач, способов конфигурирования веб-приложений на основе UML-диаграмм, а также подходов к извлечению заголовков из научных документов.

 

И. С. Шахова, А. Ф. Хасьянов

Опубликован: 13.08.2018

Генерация индивидуальных образовательных траекторий и расписания обучения в парадигме индивидуализации образования

Михаил Михайлович Абрамский, Эльвира Феликсовна Батырова, Айгуль Рустамовна Марданова, Татьяна Алексеевна Ахметзянова

129-145

Синхронизация сессий дополненной реальности в нативных мобильных приложениях

Дмитрий Андреевич Евдокименко, Ринат Гафурович Ханов, Ирина Сергеевна Шахова

167-180

Образовательная аналитика и адаптивное обучение с использованием модели студента в интеллектуальных обучающих системах

Михаил Владиславович Каяшев, Денис Юрьевич Макаров, Антон Александрович Марченко

181-192

Формирование академических групп и проектных команд на основе сбора данных об обучающихся

Наталья Александровна Коргутлова, Светлана Юрьевна Басаргина, Михаил Михайлович Абрамский, Марат Альбертович Солнцев, Таисия Сергеевна Бузукина

193-208

Инструменты поддержки ролевых заданий по стратегии STAD в обучающей системе

Владислав Владимирович Матюнин, Антон Алексадрович Марченко

209-221

Разработка игрового веб-приложения для обучения языку программирования Java с исполнением кода в реальном времени

Лия Радиковна Нуруллина, Дамир Дмитриевич Ильясов, Азат Ильдарович Хайруллин, Руслан Радикович Мирхусаинов, Марсель Рафаэлевич Сидиков, Михаил Михайлович Абрамский, Азат Ринатович Ахметшин

222-234

Концепт инструмента автоматического создания сценаpного прототипа компьютерной игры

Гульнара Фаритовна Сахибгареева, Влада Владимировна Кугуракова

235-249

Программирование запахов для виртуального осмотра места происшествия

Игорь Олегович Антонов, Ксения Васильевна Зезегова, Влада Владимировна Кугуракова, Евгений Николаевич Лазарев, Мурад Рустэмович Хафизов

301-313

Конфигурирование веб-приложений на основе диаграмм состояний UML

Ибрагим Анварович Габидуллин, Антон Александрович Марченко

314-322

Синхронизация движений игрока и виртуального аватара

Павел Дмитриевич Гришков, Влада Владимировна Кугуракова

323-337

Медицинский цифровой паспорт, основанный на технологии распределенных реестров

Александр Маркович Плискин, Айрат Фаридович Хасьянов

338-356

Эффективная разработка приложений при микросервисной архитектуре

Анастасия Эдуардовна Порфильева, Рустем Фаритович Шайхутдинов, Гульшат Атласовна Нуриева, Марсель Рафаэлевич Сидиков, Михаил Михайлович Абрамский, Артур Иванович Карпов, Динар Ильдусович Раимов, Руслан Радикович Новиков

357-368

О нескольких методах и инструментах анализа качества учебного процесса

Екатерина Анатольевна Свинтенок, Богдан Евгеньевич Попов, Михаил Михайлович Абрамский

382-391