Исследовательские задачи как средство формирования учебно-исследовательских умений обучающихся в процессе обучения математике

Main Article Content

Ирина Александровна Аввакумова
Наталия Владимировна Дударева

Аннотация

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного математического образования – формированию учебно-исследовательских умений у обучающихся в процессе решения задач в предметной области «Математика». Описаны уровни сформированности учебно-исследовательских умений обучающихся на основе совокупности критериев, выделенных Н.А. Меньшиковой. Показано, что для формирования учебно-исследовательских умений (УИУ) обучающихся целесообразно использовать блоки взаимосвязанных учебно-исследовательских задач, которые позволяют обучающимся с низким уровнем сформированности УИУ участвовать в решении задач более высокого уровня сложности.

Article Details

Как цитировать
Аввакумова, И. А., & Дударева, Н. В. (2019). Исследовательские задачи как средство формирования учебно-исследовательских умений обучающихся в процессе обучения математике. Электронные библиотеки, 22(5), 296-307. https://doi.org/10.26907/1562-5419-2019-22-5-296-307
Биографии авторов

Ирина Александровна Аввакумова

Кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Наталия Владимировна Дударева

Кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Библиографические ссылки

Аввакумова И.А., Семенова И.Н., Соловьева Ю.А. К вопросу о формировании исследовательских умений у школьников в процессе обучения математике // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий: межвузовский сборник научных работ. Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург: 2018, С. 111–114.
Аввакумова И.А., Дударева Н.В. Формирование профессиональной готовности будущего учителя математики к организации учебно-исследовательской и проектной деятельности // Педагогическое образование в России. 2016, №7, С. 113–119.
Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательский деятельности. М.: Высшая школа, 1981. 240 с.
Баранова Е.В. Методические основы использования учебных исследований при обучении геометрии в основной школе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Саранск, 1999, 163 с.
Гайдамак И.В., Панарина С.Н., Сапожникова А.В., Яковлева Н.Л. Уровни исследовательских задач и последовательности их предъявления в учебном процессе для развития исследовательской компетентности студентов // Современные проблемы науки и образования. 2016, № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25688.
Далингер В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике: Учебное пособие. Омск: ОмГПУ, 2005. 457 с.
Залуцкая Г.Ф. Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий профессиональной подготовки будущих специалистов // Молодой ученый, 2016, № 10, С. 1222–1226.
Мельничук И. А. Исследовательская деятельность младших школьников. Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2011, 87 с.
Мендыгалиева А.К. Формирование исследовательских умений у младших школьников на уроках математики // Actualscience. 2015, № 1, С. 30–31.
Меньшикова Н.А. Учебно-исследовательская математическая деятельность в средней школе как фактор приобщения к будущей научной работе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Ярославль, 2003, 176 с.
Сгибнев В.И. Исследовательские задачи для начинающих. М.: МЦНМО, 2015, 136 с.
Таранова М.В. Учебно-исследовательская деятельность как фактор повышения эффективности обучения математике учащихся профильных классов: дис. ... канд. пед. наук наук: 13.00.02. Новосибирск, 2003, 190 с.
Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность в условиях многоуровневого обучения. М.: АПК и ППРО, 2005, 132 с.