Информационно-поисковая деятельность и информационно-поисковые компетенции студентов (по итогам опроса)

Main Article Content

Алла Александровна Витухновская

Аннотация

Рассмотрено понятие «информационно-поисковая деятельность» и определено место такой деятельности в учебной работе студентов. Введено и проанализировано понятие «информационно-поисковые компетенции».

Проанализированы результаты проведенного нами опроса студентов младших курсов с целью изучения таких информационно-поисковых компетенций, как знание многообразия информационно-поисковых систем (ИПС) и способность адекватно выбирать и использовать ИПС при выполнени тематического, адресного и фактографического видов поиска информации. Студентам предлагался список из 14 вариантов ответов, включающих информацию как о традиционных ИПС, так и о современных электронных информационных системах.

Проведенное исследование показало, что студенты младших курсов знакомы с ограниченным кругом информационно-поисковых систем и в большинстве случаев при поиске выбирают поисковые системы интернета. Студенты практически игнорируют традиционные библиографические системы, а также источники информации, для пользования которыми требуются специальные знания и владение поисковыми стратегиями.

Очевидно, что необходима целенаправленная деятельность по формированию информационно-поисковых компетенций школьников и студентов на базе специального учебного курса.

Ключевые слова:

поиск информации, информационно-поисковая деятельность, информационно-поисковые компетенции, студенты, анкетирование, информационно-поисковые системы, поисковые системы интернета, электронные каталоги, электронные библиотеки.

Article Details

Как цитировать
Витухновская, А. А. (2017). Информационно-поисковая деятельность и информационно-поисковые компетенции студентов (по итогам опроса). Электронные библиотеки, 20(3), 164-194. извлечено от https://elbib.ru/article/view/421
Биография автора

Алла Александровна Витухновская

Кандидат педагогических наук, доцент. Длительное время преподавала информатику и дисциплины информационного цикла в Казанском государственном институте культуры, Карельском педагогическом и Петрозаводском государственном университетах. Область научных интересов: информатизация образования, информационные системы, теория и методика обучения информатике.

Библиографические ссылки

1. Богомазов С.В. Информационно-поисковая деятельность будущего бакалавра: теоретические и прикладные аспекты // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56). С. 68–71. https://elibrary.ru/item.asp?id=25625140&
2. Витухновская А.А. Информационная культура выпускника школы: итоги одного исследования // Научные и технические библиотеки. 1996. № 7. С. 33–41.
3. Витухновская А.А. Обучение технологии и стратегии информационного поиска на основе дифференциальных признаков информационно-поисковых систем // Информационное общество. 2013. №1–2. С. 69-79. http://emag.iis.ru/arc/ infosoc/emag.nsf/BPA/0f0c1bb6d40ae0d544257bef002cb5dc
4. Ворошилов В.В. Управление фактографической поисковой деятельностью студентов как элемент сетевого образования. http://ojs.ifmo.ru/index.php/IMS/article/view/39/40
5. Гендина Н.И. и др. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. М., 2006. http://www.ifapcom.ru/files/publications/Kultura_lichnosti_uchebn_ disciplina_final_small.pdf
6. Голицына О.Л. Информационные системы: Учеб. Пособие. /О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. М.: Форум, 2009. 496 с.
7. Жукова Н.С. Сравнительный анализ уровня информационной грамотности студентов сетевого поколения в России и Германии // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2011. Т. 14. № 2. С. 539–565.
8. Курпешева А.И. Самостоятельная работа студентов в системе категорий теории учебной деятельности // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2010. № 2. С. 118–122. https://elibrary.ru/item.asp?id =15268270
9. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М.: Изд-во «Эгвес», 2005. 176 с. http://www.anovikov.ru/books/metod.pdf
10. Паршукова Г.Б. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование: монография/ НГТУ. Новосибирск, 2006. 253 с. http://www. uraledu.ru
11. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности. М., 2012. http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/ 3214708.pdf
12. Петров В.И. Виды и структура самостоятельной работы студентов педагогического факультета. https://elibrary.ru/item.asp?id=26609549
13. Стариков С.А. Информационная компетентность студентов вуза: понятие и пути формирования// Научные исследования в образовании. 2006. № 6. С. 119–121. https://elibrary.ru/item.asp?id=14571845
14. Степанов В.К. Применение Интернета в профессиональной информационной деятельности: Интерактивный учебник. 2006. http://textbook. vadimstepanov.ru/
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2010. http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/ FGOS_OO.pdf
16. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Вестник Института образования человека. 2011. № 1. С. 3.
17. Information
Literacy
Standards
for
Teacher
Education
 EBSS
Instruction
for
Educators
Committee
2006-2007 ― 2010‐2011. http://www.ala.org/acrl/sites/la.org.acrl/files/content/standards/ilstandards_te.pdf