Варианты видеолекций

Main Article Content

Аннотация

Статья посвящена типологии основных вариантов видеолекций (https://vimeo.com/showcase/6184718), отличающихся дидактической ценностью и трудоёмкостью создания. Для каждого варианта видеолекций определены ключевые условия эффективного формирования и использования. Особое внимание уделено вопросам оптимизации аппаратного обеспечения для создания различных вариантов видеолекций в условиях очного и дистанционного обучения.


В качестве базового варианта рассматривается видеозапись демонстрации презентации PowerPoint с речевыми и графическими комментариями слайдов. Стандартный профильный вариант — отснятый слева экран (доска) с лектором в профиль — рекомендуется использовать при дефиците места в аудитории. При наличии видеокамеры с оптикой, обеспечивающей сохранение детализации изображений наглядных материалов, предпочтительным вариантом видеолекции является стандартный фронтальный, отснятый из дальнего конца аудитории. Дидактически оптимизированный монтаж видеолекции позволяет комбинировать высококачественную запись наглядных материалов базового варианта с любыми видеозаписями действий преподавателя. Интегративные варианты видеолекций создаются посредством оверлейной вставки видеозаписи действий преподавателя поверх специально предназначенного инвариантного места в дизайне слайдов базового варианта видеолекции. Предложены варианты адаптации дизайна презентаций PowerPoint для формирования базового и интегративного варианта видеолекций. Наивысшее соотношение «дидактическое качество/ресурсоёмкость» достигается при создании интегративных видеолекций непосредственно в процессе очных и дистанционных занятий.

Article Details

Как цитировать
Каспаринский, Ф. О. (2020). Варианты видеолекций . Электронные библиотеки, 24(1), 116-156. https://doi.org/10.26907/1562-5419-2021-24-1-116-156

Библиографические ссылки

1. Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. Видеолекция как жанр // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ–2013). Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГИУ, 2013. С. 80–92.
URL: https://istina.msu.ru/publications/article/3559014/.
2. Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. Профессиональные интернет-видеолекции // Научный сервис в сети Интернет: многообразие суперкомпьютерных миров. Труды Международной суперкомпьютерной конференции (22–27 сентября 2014 г., г. Новороссийск). М.: Издательство МГУ, 2014. С. 432–435.
URL: https://agora.guru.ru/abrau2014/pdf/432.pdf.
3. Gallardo D. Easy navigation for your videos with Chapters // Vimeo blog, 29.01.2020. URL: https://vimeo.com/blog/post/easy-navigation-for-your-videos-with-chapters/.
4. Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. Информационно-навигационный сервис сетевых аудиовизуальных ресурсов // Научный сервис в сети Интернет: труды XX Всероссийской научной конференции (17–22 сентября 2018 г., г. Новороссийск). М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2018. С. 284–294.
URL: https://doi.org/10.20948/abrau-2018-42.
5. Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. Дидактически целенаправленное использование информационного инструментария // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ–2012). Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГИУ, 2012. С. 74–85.
URL: https://istina.msu.ru/publications/article/1769099/.
6. Каспаринский Ф.О., Полянская Е.И. Организация high-touch формы дистанционного обучения посредством Skype-видеоконференций // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DЕQ–2015). Материалы Международной конференции 11 декабря 2015 г. г. Жуковский: АНО ВО «Международный институт менеджмента ЛИНК», 2016. С. 42–45.
URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27225408_77128884.pdf .
7. Kasparinsky F. The Organization of the Use of Audiovisual Recordings of Synchronous Lessons in the Process of Distance Learning // CEUR Workshop Proceedings. 2020. Vol. 2543. P. 172–184.
URL: http://ceur-ws.org/Vol-2543/rpaper16.pdf.
8. Каспаринский Ф.О. Аудиовизуальная запись синхронных занятий при очном и дистанционном обучениях // Электронные библиотеки. 2020. Т. 23, вып. 3. Тематический выпуск «Научный сервис в с-ети Интернет». Часть 1, 2020. С. 451–472. URL: https://elbib.ru/article/view/598/693.
9. Каспаринский Ф.О. Универсальная адаптация онлайн-учебников к разнообразным пользовательским устройствам // Качество открытого дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ–2017). Молодежь и наука. Материалы XIX международной научно-практической конференции. г. Жуковский: Международный институт менеджмента ЛИНК, 2018. С. 94–98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32696165.
10. Каспаринский Ф.О. Публикация интернет-ресурсов дистанционного обучения в соответствии со стандартом BYOD // Качество открытого дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ–2017). Молодежь и наука. Материалы XIX международной научно-практической конференции. г. Жуковский: Международный институт менеджмента ЛИНК, 2018. С. 89–94.
URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32696164.
11. Каспаринский Ф.О. Интернет-сервис интегративного учебного курса «Естествознание» // Научный сервис в сети Интернет: труды XXII Всероссийской научной конференции (21–25 сентября 2020 г., онлайн). М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2020. С. 307–361. URL: https://doi.org/10.20948/abrau-2020-19.


Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)