• Main Navigation
  • Main Content
  • Sidebar

Электронные библиотеки

  • Главная
  • О нас
    • О журнале
    • Цели и задачи
    • Тематика
    • Главный редактор
    • Редакция
    • Отправка материалов
    • Заявление об открытом доступе
    • Заявление о конфиденциальности
    • Контакты
  • Текущий выпуск
  • Архивы
  • Регистрация
  • Вход
  • Поиск
Издается с 1998 года
ISSN 1562-5419
16+
Language
  • Русский
  • English

Найти

Расширенные фильтры

Результаты поиска

Условия и критерии открытия специализированного электронного журнала Института повышения квалификации руководящих сотрудников Топливно-энергетического комплекса

Александр Егорович Воробьев, Гульзат Контороевна Ташкулова, Тамара Анатольевна Фральцова
123-146
Аннотация:

Рассмотрены целесообразность и условия открытия специализированного электронного журнала Института повышения квалификации Топливно-энергети-ческого комплекса. Показаны условия эффективного функционирования специализированных журналов. Представлены результаты изучения деятельности редакций журналов конкурентов – других Институтов повышения квалификации. Проанализирована целевая аудитория электронного научно-практического журнала Института повышения квалификации Топливно-энергетического комплекса, а также его особенности, влияющие на эту аудиторию и ее интерес к изданию. Описаны программные продукты, посредством которых создается электронный журнал.

Ключевые слова: электронный журнал, открытие, целевая аудитория, программные продукты.

Веб-среда анализа и преобразований программ в Оптимизирующей распараллеливающей системе

Антон Павлович Баглий
576-593
Аннотация: Описан опыт проектирования различных вариантов веб-среды разработки (IDE) для Оптимизирующей распараллеливающей системы и компилятора на реконфигурируемую архитектуру на основе существующих инструментов, таких, как Jupyter Notebook и Eclise Che. Сформированы требования к инструментам в составе Открытой распараллеливающей системы для поддержки их интеграции в веб-среду разработки, доступную в интернете. Описан процесс создания переносимого окружения для разработки модулей компилятора, демонстрации его работы и обучения навыкам разработки параллельных программ. Приведены примеры использования разработанных преобразований программ, используемых при оптимизации программ для ПЛИС в разработанной веб-среде, и описаны способы визуализации результатов выполнения преобразований и анализа при использовании Jupyter Notebook. Проведенная работа демонстрирует возможность организации удаленного доступа к библиотеке разрабатываемых инструментов оптимизации программ в виде, удобном прикладным разработчикам.
Ключевые слова: интегрированная среда, распараллеливающий компилятор, преобразования программ, ПЛИС, контейнеризация, интерактивная тетрадь, облачные вычисления.

Фреймворк для разработки нативных мобильных приложений с дополненной реальностью

Дмитрий Андреевич Евдокименко, Ринат Гафурович Ханов
997-1010
Аннотация: Представлен фреймворк для разработки нативных мобильных приложений с дополненной реальностью. В частности, проведен анализ фреймворков из различных сфер разработки – игр, мобильных приложений. Предложена концепция нового фреймворка и набора инструментов для построения мобильных приложений с дополненной реальностью. Предложены способы внедрения данного фреймворка.
Ключевые слова: дополненная реальность, разработка, фреймворк, augmented reality, AR, ARKit, iOS, development, framework.

Обнаружение заимствований в научных документах на опыте Российской государственной библиотеки

Нина Владимировна Авдеева, Татьяна Александровна Блинова, Игорь Александрович Груздев, Вера Михайловна Ледовская, Галина Андреевна Лобанова, Ирина Валерьевна Сусь
285-297
Аннотация: Статья посвящена опыту Российской государственной библиотеки (РГБ) по проверке научных документов на наличие некорректных заимствований. Наличие актуальной электронной коллекции научных трудов, использование специализированного программного обеспечения и экспертного анализа рассматриваются как необходимые условия для реализации подобных проверок. В статье описаны их основные результаты, а также наиболее распространенные недостатки, выявленные в научных документах.
Ключевые слова: научный текст, некорректные заимствования, электронная коллекция, экспертный анализ, диссертация, Российская государственная библиотека.

Третий Всероссийский Симпозиум «Инфраструктура научных информационных ресурсов и систем»

Е.Б. Кудашев, В.А. Серебряков
Аннотация: Статья посвящена анализу работы Третьего Всероссийского Симпозиума «Инфраструктура научных информационных ресурсов и систем», состоявшегося в г. Сухум, Абхазия, 5-8 октября 2013 г. Лавинообразный рост объема электронного контента потребовал разработки новых подходов к хранению и непрерывному доступу к цифровым научным данных. Особый интерес вызывают актуальные научные задачи по созданию инфраструктур пространственных данных. На Симпозиуме традиционно обсуждаются вопросы, связанные с интеграцией геоинформационных ресурсов и свободного доступа к ним, исследования e-Infrastructures с целью формирования распределенных научных информационных ресурсов, развития взаимосвязанных каталогов и создания сети интегрированных интероперабельных баз данных. Развитие e-Science Infrastructures должно стать основой формирующихся систем коллективной работы исследователей на основе виртуального объединения информационных и вычислительных ресурсов. Основным направлением работы Третьего Симпозимума были вопросы применения современных подходов в технологии развития информационных систем к задачам информационной поддержки научных исследований.
Ключевые слова: цифровой контент, научные данные, формирование цифровой инфраструктуры, непрерывный доступ и длительное хранение данных, третий Симпозиум.

Социально-психологические особенности работы с обучающимися по повышению процента оригинальности научно-исследовательских работ

Николай Александрович Котелевцев
37-45
Аннотация: Рассмотрены социально-психологические особенности работы с обучающимися по повышению процента оригинальности научно-исследовательских работ. Представлены результаты проведенного экспериментального исследования. В качестве детерминант, обуславливающих стремление к повышению научности и оригинальности работ членов учебных групп, выделены совместная деятельность и уровень развития коллектива. Установлена зависимость между внедрением технологий построения развивающих социальных сред по Л.И. Уманскому и А.С. Чернышеву в образовательный процесс и развитием субъектных качеств, как личности, так и группы. В качестве гипотетического положения выдвинуто предположение о том, что степень включенности группы в социальную среду и уровень развития коллектива способствуют формированию у обучающихся установки на продуктивную совместную деятельность в рамках выполнения научно-исследовательских работ. Положительный социально-психологический климат в учебной группе и общий уровень мотивационных установок опосредуют вероятность высокой оригинальности научного текста у обучающихся. В исследовании приняло участие более 200 человек. В итоге установлено, что на фоне преобладания совместно-индивидуальной формы организации совместной деятельности у большинства обучающихся отмечается средний уровень оригинальности текста научно-исследовательских работ. В жизнедеятельность учебных групп вносились следующие изменения: внедрение совместно-взаимозависимой формы организации совместной учебной и воспитательной работы, организация научных кружков с включением в них испытуемых, введение рейтинговой оценки степени оригинальности текстов научно-исследовательских работ обучающихся. В результате нами наблюдались положительные динамические сдвиги как на качественном, так и количественном уровнях. Внедрение в жизнедеятельность групп совместно-взаимозависимой формы организации совместной учебной и воспитательной работы способствовало раскрытию научного потенциала обучающихся на фоне обучения (в научно-популярной и игровой форме) принципам построения научного текста, работе с методической литературой, организации исследовательской деятельности (от теоретического до экспериментального уровня). Таким образом, можно говорить о том, что выделенные социально-психологические компоненты способствуют развитию личностных качеств обучающихся, тем самым повышая степень их ответственности за достоверность и оригинальность предоставления теоретической и практической информации в рамках выполняемых научно-исследовательских работ.
Ключевые слова: оригинальность, развивающая социальная среда, мотивация, психологический климат, совместная деятельность.

Принципы развития экспертной компетентности обнаружения заимствований

Наталия Николаевна Пачина, Ольга Николаевна Блинникова, Романович Георгий Пачин
344-353
Аннотация: Раскрыта сущность экспертной компетентности обнаружения заимствований(ОЗ), дано определение уровней развития экспертной компетентности ОЗ, предложена разработанная методика «Определение уровня развития у работников образования экспертной компетентности обнаружения заимствований в документах», раскрыты принципы развития экспертной компетентности ОЗ.
Ключевые слова: экспертная компетентность, обнаружение заимствований, уровни развития, методика, принципы развития.

Рефал-сервер

Александр Альфредович Гусев
697-707
Аннотация: Работа посвящена описанию проекта обновления и распространения языка программирования Рефал (далее – просто Рефал), созданного в СССР в 1960-х годах В.Ф. Турчиным. Язык изначально предназначался для различных логических преобразований, прежде всего, текстового материала и ориентирован на использование непрограммистами. На практике сфера применения оказалась шире: машинный перевод, оптимизация и компиляция программ, доказательство теорем, моделирование сложных электронных схем, решение ряда задач искусственного интеллекта. Язык сейчас имеет достаточное количество последователей, главным образом, в научных кругах.Задачей описываемого проекта является создание продукта, позволяющего использовать Рефал в современных массовых приложениях и расширить круг его потенциальных пользователей до всего интернета. Был проведён опрос сообщества пользователей и разработчиков Рефала с целью получения представления о текущем состоянии дел, актуальных реализациях и путях развития языка. Были рассмотрены возможные средства реализации проекта. Информации о ведущихся аналогичных разработках получено не было.
Ключевые слова: Рефал, сервер, обработка текстов, xml, json, искусственный интеллект, метавычисления.

Разработка плагина поведения NPC для игрового движка Unity

Леонид Николаевич Паренюк, Влада Владимировна Кугуракова
1044-1057
Аннотация: Существуют различные подходы для создания искусственного интеллекта в играх, и каждый имеет как и плюсы, так и недостатки. В настоящем исследовании описана собственная реализация задания поведения NPC с использованием алгоритмов машинного обучения, которые будут связаны со средой Unity в режиме реального времени. Такой подход может быть применен при разработке игр.
Ключевые слова: Unity, python, machine learning, AI, искусственный интеллект в играх, поведение агентов, NPC, разработка игр, scikit-learn.

Эффективная разработка приложений при микросервисной архитектуре

Анастасия Эдуардовна Порфильева, Рустем Фаритович Шайхутдинов, Гульшат Атласовна Нуриева, Марсель Рафаэлевич Сидиков, Михаил Михайлович Абрамский, Артур Иванович Карпов, Динар Ильдусович Раимов, Руслан Радикович Новиков
357-368
Аннотация:

Рассмотрены особенности внедрения микросервисной архитектуры в процесс разработки. Проиллюстрированы преимущества данного подхода по сравнению с традиционным монолитным подходом. Показана связь использования микросервисной архитектуры с возможностью работы команды по гибким методологиям разработки.

Ключевые слова: микросервисы, микросервисная архитектура, эффективная разработка, гибкие методологии.

Требования к информационным компетенциям экспертов при оценке проектов прикладных научных исследований

Ирина Болеславовна Рутковская, Александр Александрович Мусатов
443-449
Аннотация: Представлены результаты проведения глубинных интервью и анкетного опроса представителей научно-технической сферы с целью определения информационных компетенций, необходимых для проведения экспертизы проектов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы».
Ключевые слова: прикладные научные исследования, научно-техническая экспертиза, независимые эксперты, информационные компетенции, глубинные интервью, анкетный опрос.

Направления развития информатизации отечественного образования периода цифровых информационных технологий

Ирэна Веньяминовна Роберт
145-164
Аннотация: Описаны сущностные изменения в сфере образования, происходящие в связи с активным и систематическим применением цифровых информационных технологий и соответствующие им стратегические направления развития информатизации отечественного образования. Описаны современные теории обучения периода активного использования цифровых технологий в образовании (дидактико-технологические парадигмы современного периода информатизации образования; информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса; конвергенция педагогической науки и цифровых информационных технологий; трансфер-интегративные области научного знания). Представлены сравнительные характеристики основных компонент традиционной дидактики и дидактики в условиях информатизации образования.
Ключевые слова: дидактика в условиях информатизации образования, дидактико-технологические парадигмы современного периода информатизации образования, информационная безопасность личности пользователя, информационные и коммуникационные технологии, конвергенция педагогической науки и цифровых информационных технологий, научно-педагогические практики, трансфер-интегративная область научного знания, цифровые технологии, цифровые информационные технологии.

Разработка веб-приложений на основе технологий, ресурсов и сервисов геопортала ИВМ СО РАН

О.Э. Якубайлик, А.А. Кадочников, А.В. Токарев
Аннотация: Геопортал – это картографический веб-сайт; специализированное программно-технологическое обеспечение для работы с пространственными данными. Его основная задача – обеспечение пользователя средствами и сервисами хранения и каталогизации, публикации и загрузки пространственных (географических) данных, поиска и фильтрации по метаданным, интерактивной веб-визуализации, прямого доступа к геоданным на основе картографических веб-сервисов. Геопортал ИВМ СО РАН, набор его компонентов и сервисов, стал геоинформационной платформой для создания семейства прикладных геоинформационных веб-приложений. В статье рассматриваются опыт проектирования и разработки этих систем.
Ключевые слова: геопортал, пространственные данные, интерактивная веб-визуализация.

Использование гетерогенной пространственной информации при решении задач устойчивого развития территорий

Е.Б. Кудашев, С.Ю. Марков, М.А. Попов
Аннотация: Статья посвящена проблемам интегрирования гетерогенных геопространственных данных при решении задач устойчивого развития территорий. Предложены концептуальные подходы к построению электронной инфраструктуры доступа к гетерогенной пространственной информации, проанализированы основные проблемы интегрирования разнородных данных, разработана модель интегрирования геопространственных данных на основе архитектуры SOA.
Ключевые слова: геопространственные данные, гетерогенность, метаданные, инфраструктура, интегрирование данных.

Автоматизации процесса разработки интерактивных прототипов android-приложений на основе низкодетализированных макетов

Анатолий Сергеевич Хлопунов, Ирина Сергеевна Шахова
160-172
Аннотация: Приведены механизмы автоматизации процесса разработки интерактивных прототипов мобильных приложений на основе рукописных макетов. Процесс автоматизации включает в себя использование методов машинного обучения для распознавания рукописных макетов. Для обеспечения взаимодействия пользователя с предложенными механизмами реализовано мобильное Android-приложение.
Ключевые слова: прототипирование, UI, UX, мобильные приложения, пользовательский интерфейс.

Методические подходы к развитию информационной компетенции студентов вуза

Наталья Петровна Табачук
187-194
Аннотация: Определено понимание методических подходов к развитию информационной компетенции студентов вуза. Описаны современные научные концепции и методологические основания, которые легли в основу выбора методических подходов исследуемого процесса. Выделена совокупность содержательной составляющей, методов, средств и форм организации процесса развития информационной компетенции студентов вуза.
Ключевые слова:  методические подходы к развитию информационной компетенции студентов, информационная компетенция студентов, компетентностный подход, антропоориентированный подход, платформенный подход.

Алгоритм генерации кода пользовательского интерфейса мобильных приложений на основе данных графического редактора

Артемий Юрьевич Усачёв
250-267
Аннотация:

Работа посвящена разработке алгоритма генерации кода пользовательских интерфейсов нативных Android-приложений на основе данных графического редактора. Рассмотрена проблема негативного воздействия на время разработки продукта выполнения шаблонных действий и предложен программный инструмент для решения данной проблемы.

Ключевые слова: пользовательский интерфейс, графический редактор, алгоритм генерации, мобильные приложения.

Современный подход к реализации архитектурного паттерна в Android-приложениях

Антон Михайлович Сарматин
1058-1075
Аннотация: Рассмотрены архитектурные паттерны, использующиеся в разработке Android-приложений, описаны их слабые и сильные стороны, особенности при использовании с Android-фреймворком. Предложен обновленный подход, который позволяет устранить недостатки существующих шаблонов. Сформулирована концепция архитектурного фреймворка для разработки Android-приложений, реализующего предложенный подход.
Ключевые слова: android, architecture, mvvm, mvp, mvi, mvc, presentation, архитектура, мобильные приложения, фреймворк, библиотека, разработка.

Развитие сетевых сервисов геопортала спутникового радиотепловидения: проект ИКАР

Дмитрий Михайлович Ермаков, Андрей Петрович Чернушич
50-76
Аннотация: Обсужден прогресс в развитии сетевых сервисов и технологий ранее созданного авторами геопортала спутникового радиотепловидения. Исходной задачей геопортала было обеспечить потенциальных пользователей доступом к результатам пространственно-временной интерполяции геофизических атмосферных полей. Практическая реализация потребовала внедрения технологии динамической генерации продуктов обработки. Использование этой технологии расширило круг решаемых задач и привело к созданию специализированного сервиса виртуальной интеграции пространственных геоданных ИКАР (Интерактивного Калькулятора для Атмосферных Расчетов). В работе описаны интерфейсные и технологические принципы, заложенные в основу проекта ИКАР, рассмотрены некоторые детали программно-алгоритмической реализации, приведены примеры практического применения.
Ключевые слова: геопортал, сетевые сервисы, спутниковое радиотепловидение, интерфейсы, программно-алгоритмическая реализация.

Университетская библиотека в научно-исследовательском процессе вуза: опыт систематизации данных о публикационной активности

Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова, Светлана Александровна Морозова, Алексей Дмитриевич Матюшенко
923-941
Аннотация: Фундаментальная библиотека Герценовского университета традиционно является ключевым звеном в цепи построения эффективной научно-исследовательской деятельности университета и ее воплощения в публикациях. Новым этапом данной деятельности стали создание и развитие библиотекой программного модуля, функционирующего в РГПУ им. А. И. Герцена и позволяющего в режиме реального времени осуществлять вывод структурированных текущих и сравнительных данных о наукометрических показателях преподавателей и научных сотрудников университета. Программный модуль был создан на основе взаимодействия базы данных с API наукометрических ресурсов: Российский индекс научного цитирования, Scopus и Web of Science с целью дальнейшей обработки и систематизации получаемых данных. Особое внимание авторами уделено перспективам развития созданного комплекса и возможностям интеграции данных, в том числе, уже реализованной синхронизации сведений с профилями преподавателей на сайте университета.
Ключевые слова: индексы цитирования, наукометрия, наукометрические показатели, базы данных, информационные системы, программные модули, API.

Практический подход к разработке автоматизированной системы учёта результатов исследования историко-архитектурных объектов острова-града свияжcка

Евгения Флюровна Шайхутдинова, Алексей Валерьевич Касимов, Айрат Габитович Ситдиков, Тимур Рустэмович Азизов
337-348
Аннотация:

Статья посвящена проблемам автоматизированного учета результатов исследования и текущего мониторинга объектов культурного наследия острова-града Свияжск. Приведена общая концепция создания автоматизированной системы, включающей в себя разработку базы знаний по текущему и периодическому состоянию трех историко-культурных объектов. Так же описана разработка автоматизированной системы учета результатов исследования объектов культурного наследия острова-града Свияжск.

Ключевые слова: автоматизированная система, учет, результаты исследований, unity3D, ASP .NET.

Применение технологий мобильного обучения для формирования компетенций проектного менеджера

Михаил Михайлович Абызов, Ирина Сергеевна Шахова
146-166
Аннотация: Представлен обзор способов измерения прогресса разработки программного продукта в рамках гибкой методологии SCRUM, а также дано описание разработки программного инструмента, отслеживающего текущее состояние проекта по временным характеристикам. Анализируя их, такой инструмент способен подсказать проектному менеджеру, на что именно ему следует обратить внимание в текущей проектной обстановке, и помочь в выборе действий для достижения эффективных результатов.
Ключевые слова: управление проектами, проектный менеджер, обучение проектных менеджеров, мобильное приложение, SCRUM, Mobile Learning.

Тенденции развития электронных ресурсов и их влияние на читателей и библиотеки. Зарубежный опыт

Кирилл Фесенко
Аннотация: Рассмотрены изменения в комплектовании фондов и посещаемости американских библиотек под влиянием растущей популярности электронных ресурсов по сравнению с бумажными. Обсуждены методы повышения эффективности использования лицензионных баз данных, улучшения электронных каталогов и веб сайтов библиотек. Сделан краткий обзор форматов метаданных для описания электронных ресурсов и коллекций, логических структур электронных изданий, а также стандартов для сбора и обмена данными. Описан круг новых обязанностей библиотекарей, отвечающих за электронные ресурсы. Рассмотрены изменения в области библиотечного образования. Обсуждены проблемы сохранения электронных ресурсов, их влияния на школьников, студентов и в целом на библиотеки.

К проблеме организации разнородных данных при многочастотных исследованиях радиоисточников

О.П. Желенкова, В.Н. Черненков, Т.А. Пляскина, В.С. Шергин
Аннотация: Программные средства виртуальной обсерватории обеспечивают удобный доступ к астрономическим данным и повышают эффективность научных исследований. На базе уже существующих веб-технологий ведутся разработки по реализации большей семантической связности данных, что должно перевести сервисы виртуальной обсерватории на новый уровень, обеспечивающий обмен не только данными, но и знаниями. Пока еще отсутствует развитый инструментарий для актуализации собранной из веб-ресурсов информации, а также средства организации разнородных данных, подготовленных пользователем для научного анализа, которые могли бы повысить эффективность дальнейших исследований. Рассматривается подход к организации разнородной информации, относящейся к исследуемому объекту, который основан на развитии существующих форматов астрономических данных и средств поддержки семантической связности данных.
Ключевые слова: виртуальная обсерватория, астрономические данные, стандарт хранения, формат обмена данными.

Библиотека и музей Кабинета географии Императорского Казанского университета

Елена Геннадьевна Гущина
905-913
Аннотация: В статье рассмотрен процесс создания и развития библиотеки и музея как части учебно-научной материальной базы Кабинета географии при кафедре географии и этнографии Императорского Казанского университета. Из ежегодных отчетов о деятельности кафедры видно, что комплектование библиотеки новыми, современными на тот момент изданиями, а Этнографического музея – коллекциями, происходило систематически. Эти процессы были связаны между собой и направлены на создание качественной комплексной материальной базы для развития учебного и научного процесса. В статье особо подчеркнуто, что ведущая роль в процессах формирования библиотеки и музея принадлежала заведующим кафедрой географии и этнографии П. И. Кротову, который создал Кабинет географии, и Б. Ф. Адлеру, который усовершенствовал и развил не только сам Кабинет географии, но и этнографическую науку в Поволжье и России в целом. Например, обладая широкими академическими связями, как с российскими, так и с зарубежными учеными, Б. Ф. Адлер многие издания и предметы для Кабинета географии получал в дар. Это позволило за год увеличить в несколько раз как библиотеку, так и музей при Кабинете географии. Научно организованный кабинет, обладающий комплексными коллекциями и профессиональной литературой, стал качественной источниковой базой для развития этнографической науки в Казанском университете.
Ключевые слова: библиотека, музей, кабинет, университет, история науки, этнография, география, Кротов, Адлер, Казанский университет.
1 - 25 из 112 результатов 1 2 3 4 5 > >> 
Информация
  • Для читателей
  • Для авторов
  • Для библиотек
Отправить материал
Текущий выпуск
  • Логотип Atom
  • Логотип RSS2
  • Логотип RSS1

Электронные библиотеки

ISSN 1562-5419

Информация

  • О журнале
  • Цели и задачи
  • Тематика
  • Руководство для авторов
  • Отправка материалов
  • Заявление о конфиденциальности
  • Контакты
  • eLIBRARY.RU
  • dblp computer science bibliography

Отправить статью

Авторам нужно зарегистрироваться в журнале перед отправкой материалов, или, если вы уже зарегистрированы, можно просто войти со своей учетной записью и начать процесс отправки, состоящий из пяти шагов.

Отправить материал
Больше информации об этой издательской системе, платформе и рабочем процессе от OJS/PKP.

© 2015-2021 Казанский (Приволжский) федеральный университет; Институт развития информационного общества