• Main Navigation
  • Main Content
  • Sidebar

Электронные библиотеки

  • Главная
  • О нас
    • О журнале
    • Цели и задачи
    • Тематика
    • Главный редактор
    • Редакция
    • Отправка материалов
    • Заявление о конфиденциальности
    • Контакты
  • Текущий выпуск
  • Архивы
  • Регистрация
  • Вход
  • Поиск
Издается с 1998 года
ISSN 1562-5419
16+
Language
  • Русский
  • English

Найти

Расширенные фильтры

Результаты поиска

Беги и решай: опыт соревнований по математическому рогейну

Даниил Владимирович Мусатов, Максим Игоревич Калина, Оксана Нурбиевна Малхожева, Александр Викторович Юров, Дауд Казбекович Мамий
672-685
Аннотация: Городское ориентирование – популярный в России вид досуга, сочетающий физическую и интеллектуальную активность. Им увлекаются многие жители крупных городов, в том числе студенты и выпускники математических специальностей. Мы провели подобные соревнования с математическим уклоном как часть программы Кавказской математической олимпиады. В них участвовали как команды школьников, так и все желающие, в общей сложности более 300 человек. В статье собраны рекомендации по подготовке и проведению подобных соревнований.
Ключевые слова: математические игры, задачи с параметрами, задача коммивояжёра, городской рогейн, активность на свежем воздухе.

Семантический анализ документов в системе управления цифровыми научными коллекциями

Шамиль Махмутович Хайдаров
61-85
Аннотация: Предложены методы семантического анализа документов в системе управления цифровыми научными коллекциями, в том числе электронными научными журналами. Рассмотрены методы обработки документов, содержащих математические формулы, а также способы конвертации этих документов из формата OpenXML в формат TeX. Разработан алгоритм поиска по формулам в коллекциях математических документов, хранящихся в формате OpenXML. Алгоритм реализован в виде онлайн-сервиса на платформе science.tatarstan.
Ключевые слова: семантический анализ, издательские системы.

Создание инструментальной платформы мультимедийного научного журнала

Николай Валентинович Борисов, Валентина Валентиновна Захаркина, Ирина Анатольевна Мбого, Дмитрий Евгеньевич Прокудин, Павел Петрович Щербаков
292-314
Аннотация: Обсуждены подходы к созданию инструментальной платформы электронного научного журнала, обеспечивающей публикацию мультимедийных материалов через веб-интерфейс. Описаны проблемы, связанные с необходимостью включения мультимедиа данных различных типов, и представлен рабочий прототип мультимедиа научного журнала.
Ключевые слова: научная публикация, электронный научный журнал, мультимедиа контент, электронная коллекция.

Образовательная аналитика и адаптивное обучение с использованием модели студента в интеллектуальных обучающих системах

Михаил Владиславович Каяшев, Денис Юрьевич Макаров, Антон Александрович Марченко
181-192
Аннотация:

Для поддержки адаптивного обучения и образовательной аналитики в интеллектуальных обучающих системах необходимо собирать и обрабатывать данные об успеваемости студентов и их индивидуальных характеристиках. Это можно реализовать с помощью модели студента. Анализ подходов к моделированию студента показал оптимальным применение нескольких типов моделей, исходя из требований, составленных для разрабатываемой обучающей системы. Были выбраны и объединены в одну модель три подхода: оверлейный, сеть Байеса, моделирование ошибочных знаний. Использование оверлейной модели позволяет строить индивидуальные траектории обучения студентов. Сети Байеса реализуют компетентностный подход в обучении. Модель ошибок отслеживает ошибочные знания студентов и помогает им исправить их на ранних стадиях. Модель студента, объединяющая в себе данные подходы, является подходящей для реализации персонализированного обучения, позволяет преподавателю отслеживать успеваемость студентов по различным характеристикам, а также дает возможность легко представить в системе карту тем, знаний, компетентности студентов в различных областях в виде графа, что является удобным и понятным представлением.

Ключевые слова: интеллектуальная обучающая система, модель студента, компетенция, адаптивное обучение, образовательная аналитика, оверлейная модель, байесовская сеть, доменная модель.

Содержание прикладной математической подготовки экономиста в условиях цифровизации

Дмитрий Анатольевич Власов
25-35
Аннотация: Рассмотрено содержание прикладной математической подготовки экономиста в условиях цифровизации экономического образования как один из объектов педагогического проектирования. Традиционно содержание является компонентом методических систем, выступающим основным аккумулятором педагогического, дидактического и методического опыта преподавателя. Приведены основные направления для совершенствования прикладной математической подготовки экономиста в условиях цифровой экономики, под влиянием тенденции цифровизации выделены базовые и вариативные дидактические модули.
Ключевые слова: математическая подготовка, цифровизация, бакалавр экономики, теория риска, актуарная математика, эконометрика.

Об онтологии адресата в математической предметной области

Александр Александрович Муромский, Наталия Павловна Тучкова
506-533
Аннотация: Обсуждена проблема представления математических предметных областей в цифровых библиотеках и полезности этих ресурсов для специалистов. Дан вариант представления математических предметных областей в интернете. В качестве информационной модели для единицы записи выбрана статья тезауруса. Реализация схемы показана на примере уравнений с частными производными. Предложен подход к организации информационного пространства автора, основанный на использовании тезауруса адресата. На основе описаний предметных областей индивидуумов предполагается построение онтологии научного междисциплинарного сообщества, что, по мнению авторов, позволит не утерять новый результат или открытие в науке, соблюсти приоритеты авторов, встроить новое знание в устоявшуюся систему классических предметных областей.
Ключевые слова: контролируемая лексика, дескрипторные словари, тезауруса адресата, онтология адресата.

Университетская библиотека в научно-исследовательском процессе вуза: опыт систематизации данных о публикационной активности

Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова, Светлана Александровна Морозова, Алексей Дмитриевич Матюшенко
923-941
Аннотация: Фундаментальная библиотека Герценовского университета традиционно является ключевым звеном в цепи построения эффективной научно-исследовательской деятельности университета и ее воплощения в публикациях. Новым этапом данной деятельности стали создание и развитие библиотекой программного модуля, функционирующего в РГПУ им. А. И. Герцена и позволяющего в режиме реального времени осуществлять вывод структурированных текущих и сравнительных данных о наукометрических показателях преподавателей и научных сотрудников университета. Программный модуль был создан на основе взаимодействия базы данных с API наукометрических ресурсов: Российский индекс научного цитирования, Scopus и Web of Science с целью дальнейшей обработки и систематизации получаемых данных. Особое внимание авторами уделено перспективам развития созданного комплекса и возможностям интеграции данных, в том числе, уже реализованной синхронизации сведений с профилями преподавателей на сайте университета.
Ключевые слова: индексы цитирования, наукометрия, наукометрические показатели, базы данных, информационные системы, программные модули, API.

Принципы справедливости как честности в издательской деятельности в сфере образования

Наталья Владимировна Родионова
46-66
Аннотация: Представлены результаты исследования проблемы плагиата. Рассматриваются причины его распространения в издательской и образовательной деятельности и способы искоренения. Обоснованы такие корневые причины этого явления, как утрата традиции доверия в издательской деятельности с обновлением состава авторов; нечувствительность к издательской этике современных авторов, выращенных в период лояльности к плагиату; коммерциализация способов борьбы с плагиатом; слабая мотивация авторов к издательской деятельности. Для обоснования методологического подхода к решению проблемы нечестности в издательской деятельности, включая плагиат, предложена концепция справедливости как честности Дж. Ролза. С ее помощью обоснована идея о формировании системы взаимоотношений «издательство–авторы» на основе принципов справедливости как честности. Предложен подход к формированию этического рамочного порядка в цепи взаимоотношений «издательство–авторы –студенты–разработчики ПО–работодатели» на основе принципов справедливости, таких, как равенство прав требований собственных выгод, взаимной честности; этических ограничений на действия, наносящие ущерб находящимся в наихудшем положении, которыми являются студенты-читатели. Предложена процедура разработки и согласования принципов справедливости в издательской деятельности с помощью сайта издательства. Эти принципы целесообразно отражать в этическом кодексе издательской деятельности.
Ключевые слова: смена поколений авторов, нечувствительность к издательской этике, несправедливость издательств, сотворение справедливости, справедливость как жестокость, справедливость как честность.

Контроллер реалистичного поведения стай/стад животных

Влада Владимировна Кугуракова, Александр Михайлович Степанов
239-272
Аннотация:

Работа посвящена рассмотрению процесса моделирования реалистичного контроллера поведения групп объектов. Проведено исследование основных приемов и принципов, используемых при создании реалистичного контроллера поведения автономных агентов, объединенных в связанные группы. На основе этих данных создан контроллер поведения.

Исследована эффективность поведения групп автономных агентов, рассмотрены возможности использования системы локальных скалярных полей с целью построения максимально точной математической модели, проведён анализ возможности создания иерархической системы мультиагентных подгрупп в рамках группы, проведены эксперименты для оценки корректности разработанного контролера.

Ключевые слова: контроллер, группа, модель поведения.

Музей истории и научная библиотека им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета. Опыт сотрудничества в 2017–2019 гг.

Фарида Равилевна Вагапова, Светлана Анатольевна Фролова
890-904
Аннотация: Музей истории Казанского университета посвящен двухвековой истории возникновения, становления и развития Казанского университета – от императорского до федерального. Основной раздел экспозиции рассказывает о научных школах, выдающихся исследователях и открытиях, принесших Казанскому университету и его ученым всемирную известность. Большое внимание уделено знаменитым студентам и выпускникам университета: государственным деятелям, деятелям науки, культуры, литературы и искусства, спорта. Среди них С.Т. Аксаков, Н.И. Лобачевский, И.М. Симонов, А.М. Бутлеров, Л.Н. Толстой, В.И. Ульянов-Ленин, Е.К. Завойский, А.Е. Арбузов и др. В экспозиции показана роль передовых ученых и демократически настроенного казанского студенчества в общественно-политической жизни России XIX – начала ХХ вв. В каждом разделе экспозиции можно увидеть реликвии прошлого и настоящего, ставшие свидетелями множества событий в истории университета и страны.Кроме основной экспозиции, в состав музея входит мемориальный комплекс: Императорский зал и лекционная аудитория юридического факультета с интерьером конца ХIХ – начала XX вв., где слушали лекции студенты Л. Толстой, В. Ульянов и другие. Настоящая статья посвящена направлениям сотрудничества Музея истории Казанского университета и Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета в 2017–2019 гг., таким, как выставочная и культурно-образовательная деятельность по сохранению и популяризации наследия университета.
Ключевые слова: музей истории Казанского университета, выставки, наследие университетов, Общество археологии истории и этнографии при Казанском университете.

Роль электронной среды академических знаний в повышении конкурентоспособности образовательных услуг

Евгений Николаевич Бабин
369-389
Аннотация:

Указаны противоречия и тенденции информатизации высшей школы. На основе обзора ряда исследований в области проблем электронной научно-образовательной среды и подробного изложения электронных сервисов Казанского национального исследовательского технического университета обоснована необходимость формирования открытой модели академических знаний университета. В статье изложены цель и функции открытой модели академических знаний, главным образом – для непрерывного образования и взаимодействия с бизнес-средой. В частности, предложены виртуальные центры компетенций как инструмент совместного с бизнес-средой управления образовательной и научной деятельностью для усиления конкурентоспособности образовательных услуг.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, электронный университет, система управления знаниями, организационные знания, академические знания, управленческие знания, образовательные услуги, компе-тентностный подход, университет, конкурентоспособность.

Программно-технологическое обеспечение геопортала ИВМ СО РАН

О.Э. Якубайлик, А.А. Кадочников, А.Г. Матвеев, А.С. Пятаев, А.В. Токарев
Аннотация: Рассматриваются результаты работ по проектированию и разработке программно-технологического обеспечения геопортала. Представлены его основные компоненты, приводятся подробности их реализации. Обсуждается веб-интерфейс каталог метаданных, логика построения приложений на основе веб-сервисов геопортала. Приводит-ся перечень информационных систем, раз-работанных в рассматриваемой технологии.
Ключевые слова: геопортал, геоданные, каталог метаданных, пользовательский интерфейс, картографические приложения, веб-сервисы.

О реализации национального проекта «Образование» при подготовке математических кадров в вузе

Николай Иванович Попов, Елена Васильевна Яковлева, Людмила Николаевна Губарь
432-439
Аннотация: Статья посвящена анализу взаимосвязи национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» с подготовкой преподавателей математики и информатики в вузе. Выделены основные направления указанного проекта, которые должны стать основой модернизации образовательных программ, направленных на подготовку специалистов в области математики и информатики, педагогов рассматриваемых предметных областей.
Ключевые слова: модернизация системы образования, обучение математике и информатике, информационные технологии, междисциплинарный подход.

Увеличение робастности нейронных сетей за счет генерации векторных представлений, инвариантных к атрибутам

Марат Рушанович Газизов, Карен Альбертович Григорян
1142-1154
Аннотация:

Робастность модели к незначительным отклонениям в распределении исходных данных является важным критерием во многих задачах. Нейронные сети могут показывать высокую точность (accuracy) на обучающей выборке, но при этом качество на тестовой выборке может сильно падать из-за разного распределения данных, причем ситуация только усугубляется на уровне подгрупп внутри каждой категории.


В данной статье мы показываем, как робастность модели на уровне подгрупп может быть значительно улучшена с помощью подхода, основанного на доменной адаптации векторных представлений. Мы обнаружили, что применение состязательного подхода к ограничению векторных представлений дает существенный прирост метрики точности (accuracy) в сложной подгруппе по сравнению с предыдущими моделями. Метод протестирован на двух независимых наборах данных, точность в сложной подгруппе на наборе данных Waterbirds составляет 90.3 {y : waterbirds;a : landbackground}, а на наборе данных CelebA – 92.22 {y : blondhair;a : male}.

Ключевые слова: робастная классификация, классификация изображений, генеративно-состязатель сети, доменная адаптация.

Методика построения информационно-справочной системы по истории математической науки

В.Б. Барахнин, А.М. Федотов
Аннотация: В работе изложена методика построения информационно-справочной системы по истории науки. В качестве одного из возможных подходов предлагаются следующие основные принципы построения таких систем. Информация группируется вокруг персон, при этом подробно структурируются биографические данные в плане хронологии, географии и т.п. Библиографический список в описании персоны включает в себя, наряду с публикациями данного ученого, и публикации о нем самом. Четко отражена связь научной деятельности исследователя со структурированным описанием предметной области, в которой этот исследователь работал. Приведенное описание включает в себя информационную модель справочника, особенности реализации подсистем создаваемой информационной системы, а также основные виды информационных запросов пользователя, необходимых для полноценной работы с системой.

Тактическая сортировка управленческих задач при их администрировании посредством меток Приоритетов, Спецификаций и Аффилиаций

Феликс Освальдович Каспаринский
733-745
Аннотация: Проанализирована специфика функционала программ управления стратегическими, тактическими и оперативными задачами. Предложена методика предварения названий оперативных задач тактическими метками Приоритетов, Спецификаций и Аффилиаций. Аббревиатуры меток формируются таким образом, чтобы обеспечить правильную расстановку приоритетов при сортировке задач по алфавитному порядку. Квадранты матрицы Приоритетов Д. Эйзенхауэра обозначаются двухбуквенными метками: важно срочно (IF – Important, Fast); важно бессрочно (IS – Important, Slow); не важно, но оперативно (UF – Unimportant, Fast): не важно и не срочно (US – Unimportant, Slow). Метки матрицы Спецификаций информационной среды (RA, RI, SA, SI) компонуются из взаимоисключающих свойств доступности Сети (I – Internet и A – Autonomous) и наличия редуцированного или специального функционала (R– Reduced и S – Special). Метки Транспортной спецификации (TA, TB, TC, TP) позволяют сортировать задачи, требующие перемещения (T – Translocation) на самолёте (A – Airplane), автобусе (B – Bus), автомобиле (C – Car) и пешком (P – Pedestrian), соответственно. Трёхбуквенные метки Аффилиации (принадлежности физическому или юридическому лицу) формируются из первых букв имени, отчества и фамилии или наименования лаборатории, компании, проекта. Тактические метки ускоряют принятие решений при формировании ежедневного списка оперативных задач.
Ключевые слова: задача, планирование, управление, приоритет, спецификация, аффилиация, метка, оперативный, тактический.

Проект NewsAgent for Libraries: Персонифицированная служба оперативного информационного обеспечения

Р. Йетс
Аннотация: There are three main ways of obtaining information: searching, browsing and alerting. The first two are being widely developed by libraries using the Web, but the last has been somewhat neglected. The NewsAgent for Libraries project was originally funded under the eLib Programme by JISC (Joint Information Systems Committee of the UK higher education funding councils) as a two-year collaborative project started in April 1996.
Several small publishers of library and information science journals worked with network specialists, market evaluators and commercial software developers to design an open, distributed architecture for disseminating information via email and personalised Web pages. Dublin Core metadata was used, enhanced by NewsAgent specific keywords, to map stored user subject profiles against information feeds. Metadata was harvested using software robots to build an Oracle database where both user profiles and document attributes were stored.
Users can join the service via a Web page, to receive information updates by email or as a personalised Web page. Users can select predefined Topics in which they are interested, or create new named ones (stored queries). They can also modify existing Topics. Topics are presented in groups, called Channels.
A major part of the project was an extensive study of the potential end users of the service, before and after a prototype service was created. The project was considered a success, although further development of both software and marketing strategy were needed before a full scale launch could be planned. This is now expected in autumn 1999. In addition to this service, the software is being applied to other services by different organisations, targetted at groups such as small businesses, medical information and environmental information. It is expected that a commercial software package will be available from Fretwell-Downing Informatics as a result of the project.

Определение дефектов на стальных листах с использованием сверточных нейронных сетей

Родион Дмитриевич Гаскаров, Алексей Михайлович Бирюков, Алексей Федорович Никонов, Даниил Владиславович Агниашвили, Данил Айдарович Хайрисламов
1155-1171
Аннотация:

Сталь в наши дни является одним из важнейших производственных материалов, который используется повсеместно, от медицины до промышленных отраслей. Своевременное обнаружение и распознавание дефектов на стальных листах после проката – одна из ключевых проблем этого производства с учетом его сложности и необходимости затрат большого количества времени на проведение вручную проверок каждого листа и каждой заготовки. Одними из целей настоящей работы были автоматизация и упрощение данного процесса. Для решения соответствующих задач была использована, в первую очередь, модель сверточной нейронной сети под названием UNet, которая уже зарекомендовала себя как отличный инструмент решения таких задач — при высокой результативности она требует меньшего количества учебных данных. В основе этой модели лежат последовательная, производимая в несколько шагов свертка изображения до приемлемого размера (иными словами, сжатие или кодирование), а затем развертка, восстановление изображения к исходному размеру и соотношению сторон, после чего на выходе будет получена маска изображения с классами элементов, которые необходимо было найти. В дополнение к этой нейронной сети в качестве кодирующего (сворачивающего) слоя была использована другая модель — ResNet34, предварительно обученная на датасете (наборе данных) ImageNet1000. В этой модели также был модифицирован выходной слой — вместо 34 слоев с классами на выходе возвращалось лишь 4, что сократило время обработки и позволило использовать наиболее удачные определения в результатах. Используя данный подход и проведя все необходимые проверки, при подведении итогов, мы получили результат в 94,8% точности определения дефектов на стальных листах.

Ключевые слова: сверточные нейронные сети, нейронные сети, машинное обучение, сталь, искусственный интеллект, UNet, ResNet, определение дефектов, сегментация, классификация.

Электронные библиотеки в Вычислительном центре Российской академии наук – основные разработки

Владимир Алексеевич Серебряков
534-566
Аннотация: Рассмотрены основные проекты, которые были реализованы в Вычислительном центре им. А.А. Дородницына Российской академии наук (ВЦ РАН) за последние 20 лет, т. е. с 1998 года. Одним из первых был реализован пилотный проект «Интегрированной системы информационных ресурсов (ИСИР) РАН». Успешное завершение этого проекта позволило развернуть работы по интеграции разнородных научных информационных ресурсов в общеакадемическую научную информационную систему. Важным этапом был проект создания Единого Научного Информационного Пространства (ЕНИП) РАН. Этот проект основывался на подсистеме «Научный институт РАН», созданной в ВЦ РАН и Центре научных телекоммуникаций (ЦНТК) РАН. Учитывая важность формирования цифровых библиотек, Российская академия наук приняла в 2006 году целевую научную программу «Создание ЦБ «Научное наследие России»», в соответствии с которой была реализована цифровая библиотека. Созданный портал «ГеоМета» – это стандартизированная и децентрализованная среда управления пространственной информацией, разработанная для доступа к базам геоданных, картографическим продуктам и связанным с ними метаданным из различных источников, облегчающая обмен пространственной информацией между организациями и ее совместное использование посредством интернета. В настоящее время основное направление работ – цифровая персональная семантическая библиотека LibMena. Основная задача этой системы заключается в предоставлении пользователю унифицированного представления для возможности автоматизированного извлечения интересующей его информации по определенной предметной области.
Ключевые слова: предметная область, научная предметная область, научная информация, научные знания, обобщенное представление научной предметной области, таксономии, тезаурусы, глобальные онтологии, поисковые системы, организация научных знаний, цифровые библиотеки.

Научные публикации в России. Что нового

Михаил Михайлович Горбунов-Посадов
382-389
Аннотация: Представлены события, происходившие в последнее время в мире российских научных публикаций. Наблюдается медленное сползание в сторону платного доступа части академических журналов, размещенных в открытом доступе в 2018 году. В Европейском союзе объявлен план массового перехода научных журналов к открытому доступу. Внедряются новые модели существования научной публикации. Отчетность по публикациям, затребованная Минобрнауки в 2019 году, не учитывает масштабы читательской аудитории статьи. Ни Минобрнауки, ни ВАК никак не поощряют размещение публикации в открытом доступе. В РИНЦ началась борьба с широко распространенной жульнической торговлей цитированиями статьи, однако ВАК эта деятельность не заинтересовала. Получил распространение внутренне противоречивый термин «автоплагиат», которым широко клеймят авторов и издания за множественные публикации.
Ключевые слова: открытый доступ, «план S», административная оценка статьи, сериальные издания, онлайновый читатель, индекс Хирша, РИНЦ, Диссернет, автоплагиат.

Принципы построения объединенной е-Инфраструктуры геоинформационных ресурсов для оптимизации процедур решения тематических задач ДЗЗ

М.А. Попов, Е.Б. Кудашев, С.Ю. Марков, М.В. Топольницкий, С.А. Станкевич
Аннотация: The main aim of this paper is to improve the accessibility of Russian and Ukraine Satellite Remote Sensing data, generating satellite information resources, linking the information resources of Russia and Ukraine with the European eo/Porrtal (metadata/catalogue) system in order to provide interoperable catalogue access and ensuring that end users are involved, provide a single point of access to data.
Ключевые слова: e-Инфраструктура, глобальная распределенная система, непрерывный доступ к спутниковым данным, Европейский Портал Исследований Земли из космоса, геопортал.

Практико-ориентированная математическая подготовка студентов университетов

Дильбар Наиловна Бикмухаметова, Алсу Рафаэлевна Миндубаева, Евгения Михайловна Нуриева
531-541
Аннотация: Важную роль для целенаправленного развития мотивационного компонента формируемых компетенций у студентов инженерных и естественно-научных (геологических) специальностей играет демонстрация применения математических методов расчетов в технике и в геологии. При этом большое значение имеет решение практико-ориентированных задач. Необходимо научить студента осваивать материал не только на знаниевом уровне, но и на уровне владения математическими методами и моделями, интерполированием и экстраполированием не только в математике, но и в решении профессиональных и жизненных проблем.
Ключевые слова: мотивация, компетентностный подход, практико-ориентированные задачи, математические методы, профессиональная деятельность.

Построение онтологии предметной области на основе логической модели данных

Александр Михайлович Гусенков, Наиль Раисович Бухараев, Евгений Васильевич Биряльцев
390-417
Аннотация: Представлена технология автоматизированного построения онтологии предметной области на основе информации, извлекаемой из комментариев реляционных баз данных ПАО «Татнефть». Технология основана на построении конвертора (компилятора), транслирующего логическую модель данных Epicentre Petrotechnical Open Software Corporation (POSC), представленную в виде ER-диаграмм и набора описаний на объектно-ориентированном языке EXPRESS, в язык описания онтологий OWL, рекомендованный консорциумом W3C. Описаны основные синтаксические и семантические аспекты преобразования.
Ключевые слова: онтология предметной области, реляционные базы данных, POSC, OWL.

Нам нужны думающие студенты… где растут дети, научившиеся главному – умению думать?

Эльдар Решатович Янбарисов, Эльзара Решатовна Юзликаева
492-500
Аннотация: Глобальная проблема педагогической науки заключается в непрерывном образовании в условиях быстрого развития инновационных отраслей экономики, где объект обучения должен превратиться в субъект, способный исследовать, созидать и развивать прогресс общества. Подготовка специалиста начинается с начальной школы и продолжается непрерывно на протяжении всей деятельности гражданина, стремящегося быть полезным обществу и стране. Человек, умеющий моделировать, анализировать, критически подходить к изучению нового, всегда будет востребованным этим обществом. В этом основная задача современной педагогической науки.
Ключевые слова: подготовка компетентных специалистов, абитуриент должен мыслить творчески, логически, критически.

Из опыта использования метода ступенчатых представлений при подготовке школьников к научно-практическим фестивалям

Владимир Иванович Кругленко, Мансур Файзрахманович Гильмуллин
619-626
Аннотация: Цифровизация экономики России требует соответствующих преобразований в системе образования и подготовки кадров. Преобразования в системе среднего образования нужно начинать в предметной области «Математика и информатика». В работе показан опыт подготовки и участия учащихся школ в секциях математики, информатики, биоинформатики научно-практических конференций.
Ключевые слова: ступенчатые представления, научно-практические конференции, представление обыкновенных дробей, воспроизведение двоичных последовательностей, моделирование биологических объектов, моделирование хаотических структур.
1 - 25 из 190 результатов 1 2 3 4 5 6 7 8 > >> 
Информация
  • Для читателей
  • Для авторов
  • Для библиотек
Отправить материал
Текущий выпуск
  • Логотип Atom
  • Логотип RSS2
  • Логотип RSS1

Электронные библиотеки

ISSN 1562-5419

Информация

  • О журнале
  • Цели и задачи
  • Тематика
  • Руководство для авторов
  • Отправка материалов
  • Заявление о конфиденциальности
  • Контакты
  • eLIBRARY.RU
  • dblp computer science bibliography

Отправить статью

Авторам нужно зарегистрироваться в журнале перед отправкой материалов, или, если вы уже зарегистрированы, можно просто войти со своей учетной записью и начать процесс отправки, состоящий из пяти шагов.

Отправить материал
Больше информации об этой издательской системе, платформе и рабочем процессе от OJS/PKP.

© 2015-2021 Казанский (Приволжский) федеральный университет; Институт развития информационного общества