About journal

Russian Digital Libraries Journal (RDLJ) is the first Russian electronic journal to present up-to-date reflection of research on and use of digital libraries – distributed information systems for creation, storage, analysis, distribution, search and retrieval in various collections of digital documents (text, image, audio, video etc.) via the global networks.

Digital libraries constitute a field of research and development aiming to promote the theory and practice of processing, distribution, storage, retrieval and analysis of digital objects of a different nature. Along with the usual traditional library text and multimedia digital objects, such systems also include structured data with a variety of digital objects is very different nature and with metadata that describes them. Management problems are so diverse information resources and meet the growing diversity of the needs of users in such systems require the use of many advanced technologies used in modern information systems. Such technologies are developing in the field of Semantic Web, science-intensive data, large data (Big Data), to ensure interoperability of systems, parallel processing, data integration in a rapidly growing diversity and volume of data. The central place in discussions in the community of electronic libraries gradually take innovative technologies to facilitate the exchange of information with rich semantics.

Development of digital libraries technologies is becoming more and more essential for raising standards of science, economics, education, health and quality of life in general. Scientific electronic library plays an important role in the scientific community actively supports open access to the results of research initiatives in the formation of open science. Intensively developing in different countries work on the preservation of digital information concerning the Earth, Universe, Science, Literature, Art, Environment, Human, contributes to the formation of global information repositories and data.

RDLJ aimed at the formation and expansion of the Russian community of scientists, developing scientific field, as described above.

RDLJ was founded in 1997 by the Autonomous non-profit organization Institute of the Information Society (www.iis.ru), 1st issue was published in 1998. The journal publishes six issues a year. RDLJ is registered by the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications (Roskomnadzor), a certificate of registration see here. Since 2015 the founder, publisher and distributor of the journal became the Kazan (Volga region) Federal University. The certificate of re-registration by Roskomnadzor see here.

RDLJ is indexed in:

Editors-in-Chief of the Journal

1998-2014

Yuri Evgenyevich Hohlov

Ю.Е. Хохлов

Chairman of the Board of Directors of the Institute of the Information Society

Yuri Hohlov graduated from the faculty of mechanics and mathematics of Kazan State University in 1976. At the outset of his career he worked in Kazan State University, Donetsk State University, Mittag-Leffler Institute of the Swedish Academy of Sciences and the Royal Institute of Technology, Steklov Mathematical Institute of the Russian Academy of Sciences, Keldysh Institute of Applied Mathematics of the Russian Academy of Sciences.

Since 1982 until 1988, Dr. Hohlov managed the team of developers of the software simulator of development processes of large gas fields of the Western Siberia. In the beginning of 90-ies, he became one of the founders of the Russian Foundation for Basic Research, and in 1993-1995 he had managed development of the Foundation’s information system that was also used by the Russian Humanities Research Fund.

In 1994-1995, Dr. Hohlov was actively involved in developing and implementing the interagency programme, Research Telecommunications Networks for Science and Higher School (the Ministry of Science and Technology,  Ministry of Education, Russian Academy of Sciences, Russian Foundation for Basic Research). In 1996-1997, he managed development of IT deployment programme in the Russian State Library, where he held the position of Deputy Director. Implementation of this programme was funded by the Commission of European Communities under TACIS initiative. In 1999-2000, he was one of the visionaries and developers of the interagency programme of electronic libraries for 10 Russian ministries and agencies.

In 1996, Dr. Hohlov actively started studying the issues of information society development. He was a member of the Supervisory Board of World Bank’s infoDev Programme, Development of National Dialogue about Telecommunications Policy in Russia (1997). In 1998, together with a number of leading specialists in telecommunications, IT, information policy, library business, high-performance computing and education, he established the Institute of the Information Society – the first Russian independent research and service organization that handled information society issues at the professional level. He is the Chairman of the Board of Directors of the Institute (reelected for the next terms in 2004 and 2009).

In 1999-2001 Dr. Hohlov held the position of the Chairman of IT Section of the International Federation of Library Associations and Institutions (IFLA). He was a member of the international jury of Global Bangemann Challenge (1999) and Stockholm Challenge (2000-2005), member of the Supervisory Board of DELOS, Network of Excellence on Digital Libraries, member of the Presidium of the Europe and Central Asia Virtual University, Chairman of the Expert Panel of E-Development Partnership in Russia. He was also the Chairman of the Expert Panel of the Ministry of Economic Development and Trade of the Russian Federation for regional contests under the Electronic Russia Federal Target  Program (2002-2010), and Deputy Chairman of “Best ICT Region” contest commission held by the Ministry of Economic Development and Trade of RF. Besides, in 2002-2005 Dr. Hohlov was a coordinator of the Regional Network for Europe and Central Asia of UN ICT Task Force

Since September 2000, Dr. Hohlov has been actively involved in implementing the Russia Development Gateway as the technical coordinator.

He took part in developing concept of the Strategy of Information Society Development in Russia (1999-2000).

Since April 1998 until December 2001, Dr. Hohlov was the Chairman of Moscow City Duma’s Public Expert Council for Information, Informatization, Communications, Telecommunications and Television. Since April 2002 until now he holds the position of the head of Moscow City Duma’s Public Expert Council for the Information Society Development.

In 2000-2001, Dr. Hohlov initiated and participated in developing the Concept of Moscow’s Move to the Information Society (approved by the Mayor of Moscow in July, 2001). In 2000-2001, pursuant to the order of Moscow City Duma’s and Moscow Government, the Institute of the Information Society, in collaboration with the above-mentioned Moscow City Duma’s Public Expert Council, and with active participation and with initiative of  Dr. Hohlov, developed Law of Moscow City No. 52 On Information Resources and Informatization of Moscow adopted by Moscow City Duma October 24, 2001.

In 2000, pursuant to the order of the Department of Economic Policy and Development of Moscow and Moscow Committee on Science and Technology, Dr. Hohlov managed development of the methodological basis of Moscow information systems integration. In 2001, pursuant to the order of Moscow Committee on Science and Technology, Dr. Hohlov managed development of suggestions for legal framework of operations of Mostorgi Moscow Electronic Tender System designed to enable procurement of goods and services for federal needs. In 2001-2002, pursuant to the order of the Department of Economic Policy and Development of Moscow and the Department of Science and Industrial Policy, Dr. Hohlov managed development of the concept of the Municipal Target Programme, Comprehensive Programme of Moscow Entering the Information Society (Electronic Moscow). He has been the First Deputy of the Programme General Constructor up to 2010.

In 2000,  Dr. Hohlov became the Corresponding Member of the  Russian Engineering Academy, and in 2004 he was elected a Full Member (Information Systems, Computing and Electronics, Communications and Telecommunications section).

At present, Dr. Hohlov is also the Chairman of the Expert Panel and a member of the Supervisory Board of the Russian E-Development Partnership (PRIOR).

О журнале

Это первый российский электронный научный журнал, ставящий одной из своих задач оперативное отражение новых результатов теории и практики использования в России и за рубежом электронных библиотек – распределенных информационных систем, позволяющих обрабатывать, хранить, распространять, анализировать и организовывать поиск в разнообразных коллекциях электронных документов (текст, графика, аудио, видео и др.) через глобальные сети передачи данных.

Электронные библиотеки образуют область исследований и разработок, направленных на развитие теории и практики обработки, распространения, хранения, поиска и анализа цифровых объектов различной природы. Наряду с текстовыми и мультимедийными цифровыми объектами, привычными для традиционных библиотек, такие системы включают также структурированные данные с весьма разнообразными цифровыми объектами различной природы и с описывающими их метаданными. Проблемы управления настолько разнообразными информационными ресурсами и удовлетворения растущего многообразия потребностей пользователей в таких системах требуют применения многих перспективных технологий, используемых в современных информационных системах. Такие технологии развиваются в области Семантического Веба, наук с интенсивным использованием данных, Больших данных (Big Data), для обеспечения интероперабельности систем, параллельной обработки данных, интеграции данных в условиях быстро растущих разнородности и объема данных. Центральное место при обсуждениях в сообществе исследователе электронных библиотек постепенно занимают инновационные технологии, способствующие обмену информацией с богатой семантикой.

Развитие технологий электронных библиотек становится всё более существенным для совершенствования стандартов науки, экономики, образования, здравоохранения и качества жизни вообще. Научные электронные библиотеки играют важную роль в реализации инициатив открытого доступа к результатам исследований, активно поддерживаемых научным сообществом, а также в формировании открытой науки. Деятельность по цифровому сохранению информации, накопленной человечеством о Земле, Вселенной, Науке, Литературе, Искусстве, Окружающей среде, Человеке, интенсивно развивающаяся в разных странах, способствует формированию глобальных репозиториев представления знаний и данных.

Журнал «Электронные библиотеки» нацелен на формирование и расширение российского сообщества учёных, развивающих научные направления, описанные выше.

Журнал основан в 1997 году Автономной некоммерческой организацией Институт развития информационного общества (АНО ИРИО) (www.iis.ru), 1-й номер вышел в 1998 году. Журнал выходит 6 раз в год. Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации см. здесь.

С 2015 года соучредителем, издателем и распространителем журнала стал Казанский (Приволжский) федеральный университет. Свидетельство о перерегистрации в Роскомнадзоре см. здесь

Журнал индексируется в:

Главные редакторы журнала

1998-2014 годы

Хохлов Юрий Евгеньевич

elbib

Председатель Cовета директоров Института развития информационного общества.

Ю.Е. Хохлов окончил механико-математический факультет Казанского государственного университета в 1976 г. Начало его трудовой деятельности связано с Казанским государственным университетом, Донецким государственным университетом, Институтом Миттаг-Леффлера Шведской академии наук и Королевским технологическим институтом, Математическим институтом им. В.А. Стеклова РАН, Институтом прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН.

С 1982 по 1988 г. Ю.Е. Хохлов руководил коллективом создателей программного комплекса, моделирующего процессы разработки крупных газовых месторождений Западной Сибири. В начале 90-х годов он стал одним из создателей Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), в 1993-95 гг. под его руководством была создана информационная система РФФИ, которая также используется Российским гуманитарным научным фондом.

В 1994-95 гг. Ю.Е. Хохлов принимал активное участие в формировании и реализации межведомственной программы "Научная сеть компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы" (Миннауки, Минобразования, РАН, РФФИ). В 1996-97 гг. под его руководством была разработана программа внедрения информационных технологий в Российской государственной библиотеке, где он работал заместителем директора. Для реализации данной программы было выделено финансирование Комиссии Европейских сообществ в рамках Программы ТАСИС. В 1999-2000 гг. он был одним из идеологов и разработчиков межведомственной программы по электронным библиотекам для 10 министерств и ведомств России.

В 1996 г. Ю.Е. Хохлов начал активно заниматься проблемами развития информационного общества. Он был членом Наблюдательного совета проекта Программы infoDev Всемирного банка "Развитие национального диалога о политике в области телекоммуникаций в России" (1997). Вместе с рядом ведущих специалистов в области телекоммуникации, информатики, информационной политики, библиотечного дела, высокопроизводительных вычислений и образования создал в 1998 г. Институт развития информационного общества - первую в стране независимую исследовательскую и сервисную организацию, профессионально занимающуюся проблемами информационного общества. Является председателем Совета директоров Института (переизбран на третий срок в сентябре 2004 г.).

В 1999-2001 гг. Ю.Е. Хохлов был председателем Секции информационных технологий Международной федерации библиотечных ассоциаций и информационных учреждений (ИФЛА). Был членом Международного жюри программы "Глобальный вызов Бангеманна" (1999 г.) и программы "Стокгольмский вызов" (2000-2005), членом наблюдательного совета европейского проекта "DELOS - Сеть электронных библиотек", членом президиума Виртуального университета Европы и Центральной Азии, председателем Экспертного совета Партнерства для развития информационного общества в России. Был председателем экспертного совета Министерства экономической политики и развития Российской федерации по региональным конкурсам ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)", а также заместителем председателя конкурсной комиссии конкурса Минэкономразвития России "Лучший регион в сфере ИКТ". Кроме того, в 2002-2005 гг. Ю.Е. Хохлов был координатором Региональной сети для Европы и Центральной Азии Целевой группы ООН по ИКТ.

С сентября 2000 г. Ю.Е. Хохлов активно участвует в реализации проекта "Российский портал развития", является технологическим координатором проекта.

Принимал участие в подготовке концепции Стратегии развития информационного общества в России (1999-2000 гг.).

С апреля 1998 г. по декабрь 2001 г. Ю.Е. Хохлов был председателем общественного экспертного совета Московской городской Думы по направлению "Информация, информатизация, связь, телекоммуникации и телевидение". С апреля 2002 г. по настоящее время возглавляет общественный экспертный совет Московской городской Думы по развитию информационного общества.

По инициативе и с участием Ю.Е. Хохлова в 2000-2001 гг. была разработана Концепция движения Москвы к информационному обществу (утверждена Мэром Москвы в июле 2001 г.). По заказу Московской городской Думы и Правительства Москвы Институтом развития информационного общества совместно с упомянутым общественным экспертным советом МГД в 2000-2001 гг. по инициативе и при активном участии Ю.Е. Хохлова был разработан Закон города Москвы No. 52 "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы", принятый Московской городской Думой 24 октября 2001 года.

В 2000 г. по заказу ДЭПиР и МКНТ под руководством Ю.Е. Хохлова были выполнены работы по разработке методологической основы интеграции информационных систем г. Москвы. В 2001 г. по заказу МКНТ под руководством Ю.Е. Хохлова были разработаны предложения по нормативно-правовой регламентации деятельности Московской электронной торговой системы "Мосгорторги" по закупке (продаже) товаров и услуг для государственных нужд. В 2001-2002 гг. по заказу ДЭПиР и ДНиПП под руководством Ю.Е. Хохлова разработан проект городской целевой программы "Комплексная программа движения Москвы к информационному обществу" ("Электронная Москва"). В настоящее время он является первым заместителем Генерального конструктора программы.

В 2000 г. Ю.Е. Хохлов стал членом-корреспондентом Российской инженерной академии, а в 2004 г. был избран академиком по секции "Информационные системы, вычислительная и электронная техника, связь и телекоммуникации".

В настоящее время Ю.Е. Хохлов также является председателем Экспертного совета и членом Наблюдательного совета Партнерства для развития информационного общества в России (ПРИОР).