Publisher

The editorial Board of the journal "Russian Digital Libraries Journal" operates on the basis of Kazan (Volga) Federal University (www.kpfu.ru) - one of the oldest educational institutions in Russia, which celebrated its 210th anniversary in 2014. Kazan University has always held leading positions in the domestic and international scientific and educational space, outstanding scientists and graduates of the University earned him international fame, and University culture has had a beneficial effect on the development of Kazan and the Volga region.

Current issue

Использование матриц смежности для визуализации больших графов
Annotation: Экспоненциальный рост размеров таких графов, как социальные сети, интернет-графы и др., требует новых подходов к их визуализации. Наряду с представлениями типа «диаграммы связей вершин» все чаще используются визуализации матриц смежностей, а также разнообразные комбинации этих представлений. В данном обзоре рассмотрены новые подходы к визуализации графов большого объема при помощи матриц смежностей и приведены примеры приложений, где эти подходы применяются. Описаны различные типы шаблонов, возникающие при упорядочении матриц смежностей, соответствующих современным сетям, и алгоритмы, позволяющие выделять эти шаблоны. В частности, продемонстрировано, как использование методов упорядочения матриц совместно с алгоритмами поиска таких шаблонов, как звезды, ложные звезды, цепи, почти клики, полные клики, двудольные ядра и почти двудольные ядра, позволяют создавать понятные визуализации графов, имеющих миллионы вершин и ребер. Также приведены примеры гибридных визуализаций, использующих диаграммы связей вершин для представления неплотных частей графа, а матрицы смежностей – для представления плотных частей и их приложений. Гибридные методы используются для визуализации сетей соавторства, глубоких нейронных сетей, сравнения сетей связности человеческого мозга и др.
Социально-психологические особенности работы с обучающимися по повышению процента оригинальности научно-исследовательских работ
Annotation: Рассмотрены социально-психологические особенности работы с обучающимися по повышению процента оригинальности научно-исследовательских работ. Представлены результаты проведенного экспериментального исследования. В качестве детерминант, обуславливающих стремление к повышению научности и оригинальности работ членов учебных групп, выделены совместная деятельность и уровень развития коллектива. Установлена зависимость между внедрением технологий построения развивающих социальных сред по Л.И. Уманскому и А.С. Чернышеву в образовательный процесс и развитием субъектных качеств, как личности, так и группы. В качестве гипотетического положения выдвинуто предположение о том, что степень включенности группы в социальную среду и уровень развития коллектива способствуют формированию у обучающихся установки на продуктивную совместную деятельность в рамках выполнения научно-исследовательских работ. Положительный социально-психологический климат в учебной группе и общий уровень мотивационных установок опосредуют вероятность высокой оригинальности научного текста у обучающихся. В исследовании приняло участие более 200 человек. В итоге установлено, что на фоне преобладания совместно-индивидуальной формы организации совместной деятельности у большинства обучающихся отмечается средний уровень оригинальности текста научно-исследовательских работ. В жизнедеятельность учебных групп вносились следующие изменения: внедрение совместно-взаимозависимой формы организации совместной учебной и воспитательной работы, организация научных кружков с включением в них испытуемых, введение рейтинговой оценки степени оригинальности текстов научно-исследовательских работ обучающихся. В результате нами наблюдались положительные динамические сдвиги как на качественном, так и количественном уровнях. Внедрение в жизнедеятельность групп совместно-взаимозависимой формы организации совместной учебной и воспитательной работы способствовало раскрытию научного потенциала обучающихся на фоне обучения (в научно-популярной и игровой форме) принципам построения научного текста, работе с методической литературой, организации исследовательской деятельности (от теоретического до экспериментального уровня). Таким образом, можно говорить о том, что выделенные социально-психологические компоненты способствуют развитию личностных качеств обучающихся, тем самым повышая степень их ответственности за достоверность и оригинальность предоставления теоретической и практической информации в рамках выполняемых научно-исследовательских работ.
Принципы справедливости как честности в издательской деятельности в сфере образования
Annotation: Представлены результаты исследования проблемы плагиата. Рассматриваются причины его распространения в издательской и образовательной деятельности и способы искоренения. Обоснованы такие корневые причины этого явления, как утрата традиции доверия в издательской деятельности с обновлением состава авторов; нечувствительность к издательской этике современных авторов, выращенных в период лояльности к плагиату; коммерциализация способов борьбы с плагиатом; слабая мотивация авторов к издательской деятельности. Для обоснования методологического подхода к решению проблемы нечестности в издательской деятельности, включая плагиат, предложена концепция справедливости как честности Дж. Ролза. С ее помощью обоснована идея о формировании системы взаимоотношений «издательство-авторы» на основе принципов справедливости как честности. Предложен подход к формированию этического рамочного порядка в цепи взаимоотношений «издательство-авторы -студенты-разработчики ПО-работодатели» на основе принципов справедливости, таких, как равенство прав требований собственных выгод, взаимной честности; этических ограничений на действия, наносящие ущерб находящимся в наихудшем положении, которыми являются студенты-читатели. Предложена процедура разработки и согласования принципов справедливости в издательской деятельности с помощью сайта издательства. Эти принципы целесообразно отражать в этическом кодексе издательской деятельности.

Fast facts

Statistics

Year of publication of the first issue of the journal
Number of journal issues
Number of articles published in the journal
Number of authors in our journal

Send article

Go