РОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ Электронные библиотеки
2014 | Volume 17| Issue 6|

Методические подходы к созданию smart-библиотеки в вузе

Р.А. Барышев, О.И. Бабина, Н.О. Пиков

Аннотация

Проект «Смарт-библиотека СФУ» основан, с одной стороны, на ведущей роли читателя в библиотеке, с другой – на необходимости автоматизированного удовлетворения его потребностей. Поскольку базовая цель читателя (студента) вузовской библиотеки известна, то понятны и потребности в учебно-методических материалах, связанных с актуальными образовательными дисциплинами. В рамках проекта специалистами Сибирского федерального университета (СФУ) ведется работа по созданию нескольких автоматизированных модулей с привязкой к личному кабинету студента (читателя). Методическая часть проекта связана с эксплицированием и удовлетворением потребностей читателя вуза в виде загрузок и обновлений списков рекомендованной литературы для актуальных дисциплин.

Ключевые слова: cмарт-библиотека, электронная библиотека, библиотечные сервисы, личный кабинет читателя

Последние инновационные подходы в организации библиотечного обслуживания основываются либо на работе с электронными изданиями, либо призваны улучшить сервисы предоставления печатных книг, но и те, и другие предлагают изменение парадигмы обслуживания. Если ранее библиотечная деятельность всегда рассматривалась как процесс, организованный с участием субъекта, но без прямого его влияния на характер деятельности, то сегодня такая модель признается неэффективной. Как следствие, разрабатываются и вводятся в практику новые методы организации работы с читателем [1, 2].

Концепция «Умная библиотека» встречается в различных контекстах, в качестве синонима понятия «интеллектуальная библиотека». Можно встретить также термины «цифровая библиотека» и «виртуальная библиотека». Термин «Smart» означает умный, гибкий и адаптивный [5]. Смарт-библиотека представляет собой аппаратно-программный комплекс с широким спектром возможностей для поиска и предоставления необходимой информации для виртуальных пользователей в соответствии с их запросами и требованиями. Другое определение Смарт-библиотека – это библиотека оказываемых услуг, которые являются интерактивными, информативными и актуальными [4]. Оба подхода не новы для западной библиотечной общественности, однако в России представляют определенный вызов годами сложившейся системе обслуживания [3, 6, 7]. Последняя, известно, устроена таким образом, что посетитель в схеме обслуживания находится в стороне от классического «треугольника» базовых категорий: площади, фонды, персонал обслуживания. В нашем случае, пользователь находится всегда во взаимодействии с системой (см. рис. 1).

Рис. 1. Взаимодействие пользователя и Смарт-библиотеки СФУ

Модель Смарт-библиотеки проще всего представить в виде трех крупных модулей, которые отражают уровни системы, каждый со своими специфическими задачами и каждый со своими уникальными наборами сервисов (рис. 2).

Рис. 2. Структура Смарт-библиотеки СФУ

Базовый уровень («фундаментальный») сегодня находится на заключительной стадии разработки, это основа Смарт-библиотеки. Здесь реализуется принцип загрузки литературы из учебных планов дисциплин в личный кабинет преподавателя и студента. Преподавателю больше нет необходимости разыскивать книги для занятий в электронном каталоге библиотеки, а в случае, если книга хранится в формате PDF, она становиться доступной для загрузки сразу, без дальнейших переходов.

В случае с кабинетом студента все выглядит схожим образом – студенту сразу доступны все книги и методички, которые ему понадобятся в этом году и в двух последующих.

Следующие уровни системы находятся на стадии проектирования. Второй уровень («Продвинутый уровень») представляет собой сервис, учитывающий научные интересы ученого, хобби и пр. Но наиболее сложным выглядит третий уровень, он представляет из себя интеллектуальный поиск, учитывающий данные о потребностях пользователя (на основе двух предыдущих уровней), а также сам способен влиять на содержание второго уровня, фиксируя все обращения читателя к требуемым материалам.

Таким образом, планируется создать полноценную и по некоторым позициям уникальную систему, которая, зная или изучив заранее потребности пользователя, сможет удовлетворить его информационные запросы, используя современные информационные технологии.

Список литературы:

1. Babina O. I., Baryshev R. A. Marketing research of the academic library of The Siberian Federal University // Universal J. of Management. 2014. V. 2, No 3. P. 138–143.

2. Барышев Р. А., Цибульский Г. М., Бабина О. И., Пиков Н. О. К проблеме целевого обслуживания пользователя электронной библиотеки вуза // Философия образования. 2014. № 4 (55). С. 105–112.

3. Little G. The human connection // J. of Academic Librarianship. 2013. V. 39, No 5. Р. 436–438.

4. Burgess J. T. F. Smart-world technologies and the value of librarianship // Computers in Libraries. 2010. Р. 12–16.

5. Pan Y.-he. Important development for the digital libraries: Data Ocean and Smart // J. of Zhejiang University-SCIENCE C. 2010. V. 11 (11). Р. 835–836.

6. Kamenskaya I. N. Organizational culture as a basis for the competitiveness of a library // Scientific and Technical Information Processing. 2011. V. 38, No 1. Р. 27–33.

7. Minami T. Towards collaborative library marketing system for Improving patron satisfaction // ACIIDS 2010 / N. T. Nguyen, M. T. Le, J. Swiatek (Eds.). 2010. Part II, LNAI 5991. Р. 237–246.


Об авторах

Барышев Руслан Александрович – директор Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета, кандидат философских наук; e-mail: r_baryshev@bk.ru

Бабина Ольга Ивановна – директор Ресурсного центра Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета; e-mail: obabina@sfu-kras.ru

Пиков Никита Олегович – ведущий специалист Научной библиотеки Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета, e-mail: nikita.pikov@mail.ru



Последнее обновление страницы было произведено: 2015-03-18

Все предложения и пожелания по содержанию и структуре портала направляйте по адресу rdlp@iis.ru