РОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ Электронные библиотеки
2014 | Volume 17| Issue 5|

Электронные информационные ресурсы библиотеки Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета: подписные и собственной генерации

А. В. Костицина

Аннотация

Представлен опыт Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (ПГГПУ) выбора и подключения электронно-библиотечных систем, дана краткая характеристика эффективности использования этого вида информационных ресурсов. Рассказано о создании Электронной библиотеки ПГГПУ, ее целях, задачах, представленных в ней ресурсах, подчёркнута важность отражения интеллектуальных продуктов вуза и организации к ним доступа преподавателей и студентов.

Ключевые слова: библиотеки вузов, электронные библиотечные системы, электронные образовательные ресурсы.

В настоящее время образовательный процесс вуза невозможен без внедрения информационных технологий. Качество образовательного процесса во многом зависит от уровня использования информационных ресурсов вузовской библиотеки, которая, организуя сбор, хранение, каталогизацию и использование информационных ресурсов, является неотъемлемым звеном процесса информатизации вуза [5].

Одним из компонентов информационной среды библиотеки являются различные подписные ресурсы, обязательным элементом этой среды и составной частью обеспечения образовательного процесса стали электронные библиотечные системы (ЭБС). В соответствии с приказом Рособрнадзора от 05.09.2011 № 1953 и федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения (ФГОС ВПО) каждый обучающийся в вузе должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, включающей издания, используемые для информационного обеспечения образовательного и научно-исследовательского процесса, и обеспечивающей возможность доступа к ним через интернет. Перед вузами встала сложная задача выбора ЭБС, наиболее соответствующей по содержанию контента, удовлетворяющей специфике высшего учебного заведения.

Первой электронно-библиотечной системой, которая была выбрана для подключения в ПГГПУ, стала ЭБС «Книгафонд». В соответствии с предъявляемыми требованиями в 2011 году было приобретено 1100 карт доступа к этой ЭБС для студентов 1 курса дневного отделения с подключением на период с 01.12.11 по 30.06.12. Первый опыт использования подобного рода ресурса показал, что он оказался практически невостребованным в учебном и научном процессах вуза. За период подписки на ЭБС «Книгафонд» карты доступа активировало менее 50% пользователей, количество обращений к различным разделам каталога ЭБС за полгода составило 616, было просмотрено 1952 книги. Этот опыт заставил подойти к выбору подключаемых электронно-библиотечных систем иначе. В 2012 году с целью выбора для подключения другой ЭБС, наиболее соответствующей по тематическому содержанию и техническим характеристикам требованиям ПГГПУ, был организован тестовый доступ к 12-ти различным ЭБС, электронным библиотекам, базам данных. В период тестовых доступов преподаватели вуза должны были проанализировать содержание контента каждого ресурса, внести результаты анализа в справку «Соответствие контента ЭБС лицензионным нормативам в рамках ООП», заполненные справки предоставлялись в учебно-методический отдел вуза и проректору по учебной работе ПГГПУ.

В результате анализа, проделанного различными подразделениями вуза, преподавателями и специалистами библиотеки, для подключения была выбрана ЭБС «Университетская библиотека онлайн», подписка на которую осуществляется уже второй год. Статистика использования ресурса показала, что эта ЭБС оказалась более востребованной преподавателями и студентами. В настоящий момент в ЭБС «Университетская библиотека онлайн» зарегистрировано 5173 пользователей: 153 сотрудника вуза, 519 преподавателей и 4501 студентов (64,3%). Согласно статистическим отчетам, создаваемым в системе, в 2013 году к ЭБС обратилось всего 895 уникальных пользователей, что составляет только 17% от общего числа зарегистрированных. Стоит, однако, заметить, что работать с ресурсом из локальной сети вуза можно без авторизации, при этом статистика просмотров привязывается к аккаунту корневого пользователя вуза. Всего в течение года было осуществлено 5469 авторизованных заходов на сайт ЭБС, пользователями просмотрено 4630 книг, 79324 страниц (в т. ч. из локальной сети вуза).

В 2013 году в ПГГПУ осуществлялась подписка к 4 электронным ресурсам (включая БД периодических изданий), но, несмотря на скромную по сравнению с другими вузами подписку, сразу же возник вопрос, как повысить интерес пользователя к подписанным ресурсам. Анализ показал, что большая часть зарегистрированных пользователей в дальнейшем не пользуется этими электронными ресурсами. Повышение эффективности их использования возлагается, прежде всего, на специалистов вузовских библиотек, в задачи которых входят изучение различных электронных ресурсов и продвижение в своем вузе подписанных, информирование о них и обучение пользователей работе с ними. Но решение этих задач возможно лишь при взаимодействии специалистов библиотеки и преподавателей вуза, так как для студента в работе с учебными изданиями важна, прежде всего, рекомендация преподавателя. Включение преподавателями в рабочие программы и учебно-методические комплексы учебных дисциплин ссылок на электронные издания из подписанных ЭБС, использование этих ресурсов непосредственно на практических занятиях – один из инструментов повышения интереса студентов к ним.

Однако какой бы широкий ассортимент учебных изданий не содержали ЭБС, ни одна из них не может полностью удовлетворить потребности вуза в учебной литературе, поэтому для большинства вузов высока потребность организации электронной библиотеки как единой точки доступа пользователей к собственным электронным ресурсам. Создаваемые вузами электронные библиотеки, как правило, являются политематическими и отображают спектр подготовки специалистов и научных кадров по всем образовательным программам и направлениям научно-исследовательской деятельности его специалистов [1, 2].

Библиотека ПГГПУ приобрела первый опыт в создании электронной библиотеки в 2007 – 2009 годах, когда шла реализация проекта «Электронная библиотека «Религиоведение и русская религиозная философия в изданиях XVIII – нач. XX вв.»». В результате двухлетней работы был создан электронный ресурс, который позволил сохранить уникальные издания из фонда библиотеки и вместе с тем сделать их доступными широкому кругу учёных, студентов, аспирантов, занимающихся проблемами философии религии, религиоведения и истории философии. На протяжении последних лет библиотека ПГГПУ продолжала активно преобразовывать свою деятельность, внедряла электронные информационные технологии в библиотечные процессы, включая формирование и предоставление информационно-образовательных ресурсов в электронном формате. Продолжалась работа по созданию собственной коллекций оцифрованных изданий, прежде всего, редких и ценных, но доступ к ним обеспечивался только в локальной сети библиотеки.

В 2013 году в рамках подготовки к государственной аккредитации перед вузом возникла острая необходимость в создании других электронных коллекций, прежде всего, учебных и научных публикаций, подготовленных его научно-преподавательским составом, и объединения всех ресурсов, сгенерированных самостоятельно, в электронную библиотеку с организацией к ней доступа через интернет.

Импульсом к организации единого электронного ресурса ПГГПУ стала встреча ректоров трех педагогических вузов Поволжья и Урала – Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, Челябинского государственного педагогического университета и Башкирского государственного педагогического университета, состоявшаяся 14 ноября 2013 г. в Уфе. На встрече было подписано «Соглашение о сетевом взаимодействии», суть которого – создание единого университетского пространства с общими информационными и образовательными ресурсами [4]. Тогда же в ПГГПУ была начата работа по созданию собственной электронной библиотеки, цель которой – накопление, систематизация и хранение в электронном виде интеллектуальных продуктов университета, предоставление доступа к ним средствами интернет-технологий, распространение этих материалов в среде научно-образовательного сообщества.

Библиотека ПГГПУ имеет многолетний опыт работы в АБИС MAPК SQL. Поэтому в качестве технической основы для создания электронной библиотеки была выбрана система MAPK-SQL Internet, состоящая из приложений InitWeb, MarcWeb, и Cgi. Система позволяет осуществлять простой поиск через интернет, основанный на использовании HTML-кодов и CGI-модулей, и расширенный поиск через интернет, при разработке которого использованы технологии активных данных каталога MarcWeb.

На первом этапе работы было принято решение о создании трех баз данных (БД) по типам изданий. Поскольку в условиях подготовки вуза к государственной аккредитации первоочередной задачей стало обеспечение учебного процесса, одна из них была создана под такой специфичный для вузовской ЭБ тип электронных документов, как учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД). В этой базе данных были размещены электронные версии УМКД по всем образовательным программам, заявленным на аккредитацию.

Еще одной базой, призванной, прежде всего, обеспечить учебный процесс вуза и отразить его образовательную деятельность, стала БД «Учебные пособия», в которую были загружены полные электронные версии учебников, учебных и методических пособий преподавателей вуза. Задачей третьей БД «Монографии» стало, прежде всего, отражение научно-исследовательской деятельности преподавателей вуза, она включила в себя электронные версии монографий. Базы данных «Учебные пособия» и «Монографии» включили в себя электронные версии книг, изданных в период с 2008 по 2013 гг.

Наполнение этих БД осуществлялось за счет размещения электронных оригинал-макетов, присланных авторами, копирования электронных изданий на CD, подготовленных преподавателями вуза, а также за счет оцифровки печатных изданий ПГГПУ. Отбор учебных изданий и монографий для сканирования и размещения в БД осуществлялся по списку, представленному научным отделом вуза. Помимо изданий вуза контент БД «Монографии» и «Учебные пособия» был пополнен электронными изданиями, переданными в библиотеку ПГГПУ из Башкирского государственного педагогического университета в рамках подписанного соглашения о сотрудничестве.

Электронная библиотека (ЭБ) ПГГПУ начала функционировать в интернете в декабре 2013 года, на тот момент был открыт доступ к трем БД – «Учебные пособия», «Монографии», «УМК». Возможность пользоваться ее ресурсами получили только студенты и преподаватели вуза по логину и паролю. При этом к размещенным в ЭБ документам был организован разноуровневый доступ, часть из них доступна только из локальной сети библиотеки, в соответствии авторским законодательством.

В марте 2014 года на веб-сайте ЭБ ПГГПУ открыт доступ к БД «Статьи», которая призвана систематизировать такой вид научных публикаций, как статьи, отразить публикационную активность преподавателей и сотрудников, занятых в научно-исследовательской работе университета. Ее пополнение осуществлялось за счет размещения в ней электронных версий статей, опубликованных в 2008 – 2013 годах и переданных в библиотеку авторами. Контент базы данных включил публикации преподавателей и сотрудников вуза из научных журналов, входящих в перечень ВАК и наукометрические БД (РИНЦ, Scopus, Web of Science), а также статьи из сборников научных статей и материалов конференций. Доступ к БД «Статьи», так же, как в других БД, предоставляется преподавателям и студентам вуза по логину и паролю, часть представленных в ней документов доступна только из локальной сети библиотеки.

Электронная библиотека ПГГПУ – динамично развивающийся электронный ресурс вуза, призванный отразить результаты образовательной и научной деятельности его сотрудников и преподавателей. К июню 2014 года общее количество представленных в ней электронных документов составило более 5 тыс. ед. Основная составляющая ее фонда – ресурсы, создаваемые преподавателями и научными сотрудниками нашего вуза: учебники, учебно-методические пособия и комплексы, научные работы, – в настоящий момент это монографии, статьи из журналов, материалы конференций. Возможно, спектр научных публикаций, представленных в библиотеке, расширится за счет размещения в ней диссертаций и авторефератов диссертаций. Несмотря на небольшой срок существования можно сказать, что создание ЭБ ПГГПУ – один из способов улучшения качества информационного обслуживания в вузе и оперативного обеспечения доступа к разнообразной учебной и научной информации.

Электронная библиотека позволяет решить ряд первостепенных задач, стоящих перед каждой вузовской библиотекой [3]: обеспечение сохранности фонда, так как электронный документ не подвержен ветшанию, а еще большую надежность его сохранности обеспечивают резервные копии; решение проблемы книгообеспеченности учебного процесса, так как работать с электронным документом одновременно может неограниченное число пользователей; обеспечение доступности к информации независимо от ее физического местонахождения. Сейчас одна из задач, стоящих перед ЭБ ПГГПУ, – достижение максимальной полноты охвата ресурсов, создаваемых в вузе. Для ее решения необходимо тесное взаимодействие библиотеки с другими подразделениями вуза: редакционно-издательским отделом, факультетами, кафедрами, научным отделом. Только при осуществлении такого взаимодействия будут возможны максимально эффективное содействие научно-исследовательскому процессу, удовлетворение информационных запросов пользователей по различным отраслям знаний и пополнение библиотечного фонда университета электронными документами, отражающими его образовательную и научную деятельность, повышение эффективности информационно-библиотечного обслуживания путем обеспечения доступа к полнотекстовым документам.

Список литературы:

1. Абросимов А. Г., Зуев Д. С. Научно-образовательная электронная библиотека вуза // Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции: RCDL’2008: тр. 10-й всерос. науч. конф. Дубна, 2008. С. 374–379.

2. Кривоносова Е. Г. Электронная библиотека Сибирского федерального университета: ресурсы, технологии, управление // Электронная библиотека и современное образование: ресурсы, технологии, управление: материалы всерос. науч.-практ. конф. Красноярск, 2013. С. 4–10.

3. Положение об Электронной Библиотеке Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Пермь, 2013. 11 с.

4. Сетевой педагогический университет [Электронный ресурс]. URL: http://pspu.ru/university/setevoy_universitet (дата обращения: 15.09.2014).

5. Федорова О. Н., Федоров А. О. Электронная библиотека вуза как часть информационной инфраструктуры сферы образования // Вестн. Казан. гос. ун-та культуры и искусств. 2008. № 3. С. 89–92.


Об авторах

Костицина Анна Вадимовна – Фундаментальная библиотека Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, зав. отделом автоматизации; e-mail: kostitsina@pspu.ru



Последнее обновление страницы было произведено: 2015-03-03

Все предложения и пожелания по содержанию и структуре портала направляйте по адресу rdlp@iis.ru