РОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ Электронные библиотеки
2014 | Volume 17| Issue 4|

Использование ресурсов электронно-библиотечной системы в дистанционном обучении

Е.В. Майорова

Аннотация

Представлен опыт создания цифровой коллекции почтовых открыток начала XX-го века в библиотеке им. Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета. Рассмотрены основные проблемы и особенности библиографического описания такого вида изобразительных материалов.

Ключевые слова: библиотеки вузов, дистанционное обучение, электронные библиотечные системы, электронные образовательные ресурсы, непрерывное медицинское образование.

В настоящее время первоочередными составляющими процесса образования являются непрерывность, гибкость и мобильность. Независимо от сферы деятельности и уровня профессионализма современному специалисту необходимы постоянное пополнение и обновление знаний. Соответственно центральное место в данном процессе принадлежит информации, а также владению навыками в ее поиске и сохранении. Этому способствует и тот факт, что стремительное совершенствование компьютерных технологий дополняет традиционные методы образования новыми, в частности, дистанционным обучением.

Опыт внедрения университетами дистанционного обучения показывает, что данный метод оптимизирует процесс обучения, обеспечивает большую оперативность поступления информации, а также высвобождает значительную часть времени студентов и практикующих врачей.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) представляют собой метод обучения, характеризующийся применением специальных методических материалов и технических средств обучения, в том числе информационных технологий, для обеспечения самостоятельного изучения студентами содержания дисциплин учебных планов образовательных программ [1].

В 2013 году Ученым советом нашего университета было принято решение о внедрении дистанционного обучения. После тщательного анализа существующих систем для создания курсов была выбрана виртуальная обучающая среда Moodle. Преподаватели университета стали разрабатывать дистанционные курсы, сталкиваясь при этом с рядом проблем: ограничение учебной и дополнительной литературы в свободном доступе в соответствии с Законом об авторском праве. Дистанционное обучение предполагает наличие удаленного доступа к учебной и дополнительной литературе, поэтому Научная библиотека Казанского государственного медицинского университета (КГМУ) предложила использовать в дистанционном обучении электронные ресурсы электронно-библиотечной системы (ЭБС) КГМУ. Для этого в 2013 году в Научной библиотеке был создан Отдел внедрения новых информационных технологий, одной из функций которого является сопровождение ЭБС. Основой ЭБС послужила электронная библиотека, созданная еще в 2002 году. В то время, согласно приказу ректора, все преподаватели были обязаны предоставить в библиотеку свои труды в электронном виде. В первую очередь электронная библиотека стала наполняться за счет учебно-методических пособий, отвечающих требованиям системы высшего профессионального образования РФ и сформированных на основании прямых договоров с авторами, разрешающими их размещение на сайте электронной библиотеки. Так происходило пополнение электронной библиотеки до 2011 года.

С 2011 года изменились требования Министерства образования и науки РФ и Рособрнадзора к обеспеченности обучающихся электронными ресурсами удаленного доступа [3], и Научная библиотека КГМУ стала создавать собственную электронно-библиотечную систему. Сначала в Роспатенте была зарегистрирована база данных «Электронно-библиотечная система КГМУ». Далее для возможности удаленного доступа к материалам был зарегистрирован сайт ЭБС КГМУ с доменным именем libkgmu.ru.

Сегодня электронные ресурсы ЭБС КГМУ разделены на учебную литературу и научный фонд. Для облегчения поиска информации весь учебный и учебно-методический материал размещен на сайте в соответствии с циклами дисциплин. Пользователю достаточно в пункте меню выбрать нужную дисциплину для появления перечня литературы по ней.

Раздел научной литературы представлен монографиями, материалами конференций с участием сотрудников университета. Доступ ко всем полнотекстовым материалам возможен только после прохождения процедуры регистрации. Сегодня ЭБС КГМУ стала ориентироваться не только на высшее профессиональное, но и на средне-профессиональное и последипломное непрерывное медицинское образование. Особое внимание уделено проекту непрерывного медицинского образования, благодаря которому медики могут постоянно обновлять свои знания и практические навыки. Целью данного проекта обозначено повышение качества оказываемой медицинской помощи и безопасности пациентов [2]. КГМУ стал одним из 15 вузов, участвующих в этом проекте. Кафедрами госпитальной терапии с курсом эндокринологии, госпитальной педиатрии с курсом поликлинической педиатрии и общей врачебной практики разрабатываются программы дистанционных курсов по направлениям терапия, педиатрия и общая врачебная практика. Преподаватели выбирают необходимые электронные учебные и научные ресурсы, размещают ссылки на них в разделе рекомендуемой основной и дополнительной литературы. В результате всем пользователям предложены единый оперативный поиск по библиотечному фонду и единая форма доступа к полным текстам материалов учебного и научного назначения, а также набор программно-технологических сервисов, которые призваны сделать максимально удобной работу с источниками информации. Для обеспечения слушателей курсов дополнительными источниками информации ЭБС КГМУ расширила свою функциональность: был создан новый раздел со ссылками на внешние ЭБС, информационно-образовательные ресурсы и ресурсы открытого доступа. Система функционирует и пополняется, обеспечивая удаленный доступ к электронным научным и образовательным ресурсам. Главные преимущества – простота использования и экономия времени, ведь вся нужная информация собрана в одном месте и структурирована. Сотрудниками Отдела внедрения новых информационных технологий разработаны и подготовлены специальные методические пособия и руководства для эффективной самостоятельной работы в информационном пространстве и поиска ресурсов. Пособия могут использоваться не только авторами, но и слушателями курсов. Авторы и участники дистанционного обучения получают оперативную информацию о новинках с помощью удобных сервисов, таких, как форумы, чаты, рассылки и т. д. Также Научная библиотека предлагает пользователям воспользоваться виртуальной справкой, размещенной на соответствующей странице сайта КГМУ. С помощью этого удобного онлайн-сервиса выполняются следующие запросы: тематические подборки библиографической информации, помощь в поиске электронного ресурса, консультации по самостоятельному поиску информации и т. д.

Оценить результат совместной работы Научной библиотеки и системы дистанционного обучения пока очень сложно: необходимо провести социологические исследования, изучить мнения обучающихся и преподавателей. По результатам мониторинга будут внедряться новые сервисы, налаживаться новые взаимодействия.

Список литературы

1. Развитие систем дистанционного обучения в вузах (обобщение опыта и учебные рекомендации): учеб. пособие / В. А. Демин [и др.]; под общ. ред. В. А. Трайнева. М.: МГИУ, 2010. 288 с.

2. Проект концепции развития непрерывного медицинского образования (НМО) с участием профессиональных медицинских организаций в РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.msmsu.ru/uzerdata/manual/doc/pro.pdf (дата обращения: 12.09.2014).

3. Об утверждении лицензионных нормативов к наличию у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности образовательным программам высшего профессионального образования: приказ Министерства образования и науки РФ № 1953 от 5.09.2011 // Рос. газета. 2011. 18 нояб.


Об авторах

Майорова Екатерина Васильевна – Научная библиотека Казанского государственного медицинского университета, директор; e-mail: lib_head@kgmu.kcn.ru



Последнее обновление страницы было произведено: 2015-02-20

Все предложения и пожелания по содержанию и структуре портала направляйте по адресу rdlp@iis.ru