РОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ Электронные библиотеки
2014 | Volume 17| Issue 4|

Коллекция В. И. Адо в цифровой библиотеке Казанского университета

Е.А. Ивайкина

Аннотация

Представлен опыт создания цифровой коллекции почтовых открыток начала XX-го века в библиотеке им. Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета. Рассмотрены основные проблемы и особенности библиографического описания такого вида изобразительных материалов.

Ключевые слова: изобразительные материалы, коллекция открыток В.И. Адо, открытка, библиографическое описание.

Рукописные и старопечатные издания, ценные коллекции книг, хранящиеся в фондах отдела рукописей Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского университета, представляют собой большой научный интерес для историков, краеведов и других представителей гуманитарных наук. В этой связи одной из основных задач библиотеки является обеспечение принципа рациональной доступности и сохранности этих материалов для исследователей. В современном мире достичь этой цели возможно благодаря стремительному развитию и повсеместному применению современных информационных технологий. Их использование позволяет приступить к широкомасштабному переводу бумажных оригиналов в электронную форму и созданию электронных коллекций.

Этот новый вид информационных ресурсов играет наиважнейшую роль в развитии информационно-библиотечного обслуживания, так как помогает решить ряд задач научного и учебного характера. С одной стороны, предоставляет возможность раскрыть уникальные фонды, включая оцифрованные копии редких и особо ценных изданий и тем самым позволяя пользователю удовлетворить свои научные и исследовательские потребности, а с другой – обеспечивает сохранность первоисточников, что для нас является основополагающим принципом.

Однако следует отметить, что университетская библиотека обладает не только книжными памятниками, но и значительными собраниями изобразительных материалов, которые часто имеют не только художественную, но и историческую ценность и занимают особое место среди ее фондов. В частности, речь идет о печатных изобразительных материалах: альбомах, гравюрах, фотографиях, плакатах, открытках.

Так, в Отделе рукописей и редких книг при содействии Центра цифровых технологий и сервисов проведена работа по созданию электронной коллекции изоматериалов с последующим ее библиографическим описанием в машиночитаемом формате RUSMARC. Источником для создания коллекции послужили альбомы с почтовыми открытками начала XX-го века, собранные историком, доцентом кафедры всеобщей истории Казанского университета Василием Ивановичем Адо. Открытки были переданы в отдел в 1995 году и насчитывают более пятисот единиц хранения, на которых запечатлены виды населенных пунктов не только на территории России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Саратов), но и зарубежных государств (Франция, Италия, Англия, Германия). Важную часть коллекции (объемом около двухсот открыток) составляют именно виды Казани с панорамным изображением города, центральных улиц и площадей, главного собора и других храмов, государственных учреждений, памятников, сооруженных в честь знаменательных событий и посвященных отдельным выдающимся личностям, с изображением зданий, театров, домов, учебных заведений, заводских и фабричных комплексов, вокзала, городских инженерных сооружений (мостов, башен). Изучение истории родного края и приобщение широкого круга читателей к художественной жизни региона, а также обеспечение принципа доступности и сохранности стали одними из основополагающих факторов, повлиявших на начало работы по созданию цифровой коллекции открыток с видами Казани начала XX-го века. Эта коллекция открыток, на наш взгляд, представляет собой большой историко-культурный интерес, поскольку благодаря своей документальной точности является ценным источником сведений по истории города и его архитектуре. Открытки с видами Казани представлены на сайте библиотеки в электронном виде, что позволяет вести с этими материалами полноценную работу, одновременно обеспечивая их сохранность. Их можно просмотреть с помощью встроенной поисковой системы VuFind, которая разработана специально для поиска внутри библиотек и дает возможность даже неопытным пользователям online-библиотеки быстро найти нужную информацию по ключевым словам. Для более опытных пользователей существует система расширенного поиска, которая, благодаря большому количеству элементов выбора, позволяет осуществить более содержательный поиск информации. При создании электронной коллекции открыток В.И. Адо нами был обобщен опыт работы Российской государственной библиотеки искусств по описанию листовых изоизданий, позволивший разработать шаблон описания, с учетом специфики этого вида документа, объединяя в себе основу стандарта и некоторые музейные принципы [1]. Следует отметить, что открытки или открытые письма, как их называли на рубеже XIX – XX вв., представляют собой весьма своеобразный материал, имеющий свои специфику, особенности, отличающие их от текстовых изданий и требующие специальных знаний при составлении библиографического описания.

Что же собой представляет открытка? Это листовое изоиздание в виде почтовой карточки установленного формата, отпечатанное на материале повышенной плотности для открытого письма (без конверта). На лицевой стороне открытки имеется какое-либо полноформатное (занимающее всю площадь) изображение (рисунок, фотография, художественная репродукция), а ее оборотная часть (адресная) предназначена для написания сообщения и адресов получателя и отправителя, а также для наклеивания почтовой марки. Одной из основных особенностей такого вида изоматериалов является полное или частичное отсутствие выходных данных, а также элементов, на которых помещены выходные сведения, присущие книге: титульного листа, шмуцтитула, авантитула и т. п. Главным источником информации при составлении описания являются открытка в целом, а также все ее элементы, содержащие выходные и другие сведения, – издательские и владельческие записи, рукописные пометы, надписи. Для нас открытка ценна даже не столько своей иллюстративной стороной, важны малейшие печатные отметки на ее обороте – письма, владельческие штампы, почтовые штемпеля, марки, то есть все то, что свидетельствует об истории бытования каждой открытки. Значительные трудности связаны также с определением техники печатной графики, применяемой при изготовлении открыток. Все это делает необходимым обращение к широкому кругу справочников, статей, библиотечных каталогов, а также к консультациям специалистов – искусствоведов, коллекционеров.

Остановимся подробнее на самом библиографическом описании этого вида изобразительных документов. Библиографическое описание открыток включает в себя определенный набор областей и элементов, необходимых для составления записи: области заглавия и сведений об ответственности; выходных данных; количественной и внешней характеристики; серии; примечаний [2].

Область заглавия и сведений об ответственности объединяет данные об основном заглавии, виде изоматериала, информацию о дополнительных сведениях, относящихся к заглавию, и первых сведениях об ответственности. Основным заглавием является собственно название изоматериала (открытки), данное автором или издателем и напечатанное типографским способом на лицевой или оборотной стороне листа, выделенное шрифтом или цветом. Это может быть имя изображенного лица, название местности, исторического события или памятника архитектуры, например: «Казань. Казанка в разливе», «Казань. Памятник царю Александру II», «Казань. Гостиннодворская улица». Если же название, надписи и другие тексты на листе отсутствуют, то основное заглавие формулируется на основе анализа изображения, справочной и информационной литературы. Общее обозначение материала определяет носителя информации, которому принадлежит объект описания. Предпочтение отдают обозначению физической формы, в которой представлен изоматериал: гравюра, фотография, открытка, репродукция. Так, в качестве общего обозначения материала в записи на изоматериал нами употреблен термин [Открытка]. В сведениях, относящихся к заглавию, уточняют и раскрывают основное заглавие, поясняя тематику, характер, содержание и назначение изоиздания. Например, сведения, относящиеся к заглавию, могут раскрывать имя изображенного лица, уточнять название изображенной местности. В первых сведениях об ответственности указывают авторов изоматериала, т. е. лица или организации, участвовавшие в создании документа, являющегося объектом описания, – художников, фотографов, печатников и т. д., если кто-либо указан в описываемом объекте, например, Казань. Ксеньевская женская гимназия и памятник Лобачевскому: [Открытка] / Фотог. В. И. Бреев. Область выходных данных содержит информацию о месте издания, наименовании издательства и годе издания – 210-е поле (публикация, распространение и др.) Одной из основных сложностей при работе с этим полем является способность различить издательство, заказавшее данную открытку, и типографию – исполнителя этого заказа, если оба учреждения указаны на адресной стороне. Так, в большинстве населенных пунктов издателями являлись преимущественно книжные магазины, в Казани: издание магазина В.М. Ключникова, издание писчебумажного магазина Опарина, издание магазина В.Г. Семенова. Исполнителем заказа – типографией выступала, как правило, наиболее часто встречающаяся на открытках фототипия, в Москве: Шерер, Набгольц и Ко. При отсутствии выходных сведений, что является нередким явлением, при описании такого вида документов допускается приводить слова «Б. и», «Б. г.» (Без издательства, без года), например, Казань. Памятник Императору Александру II-му [Открытка]. – Казань: [б. и.], [б. г.].

Следующая область описания – область количественной и внешней характеристики. В отличие от библиографического описания текстовых документов для изоматериалов вводится дополнительное 116-е поле к базовому описанию (поле кодированных данных). Оно содержит кодированные данные, необходимые при каталогизации изодокументов в библиотеках и музеях. Здесь отражается информация о специфическом обозначении изобразительного материала, материале первичной и вторичной основы, цвете документа, технике печатной графики и функциональном назначении. Например, для открыток запись будет составлена следующим образом: специфическое обозначение изобразительного материала – фотомеханическая репродукция (т. е. всякое изображение, которое копирует другое изображение и получено с использованием фотографического процесса для переноса изображения на печатную форму); материал первичной основы – на бумаге; материал вторичной основы – без вторичной основы; цвет – черно-белая; техника (печатной графики) – фотокопия; функциональное назначение – почтовая открытка. Что касается количественных характеристик (215-е поле), то здесь указываются сведения об объеме, размере изоиздания. Если изоиздание выпущено на 1-м листе, как почтовая открытка, то в библиографическом описании допускается не давать указания «1л.». О размерах: для открыток указывают размер самой открытки. Как правило, почтовые открытки имели определенный размер (9×14). Размеры указываются в сантиметрах, вначале размер по вертикали, затем – по горизонтали.

Область серии (225-е поле) содержит название альбома, в составе которого лист (открытка) фактически хранится в фонде. В нашем случае – «Коллекция В.И. Адо».

Область примечаний (300-е поля) для изобразительных изданий является обязательной. В этом разделе помещают сведения, содержащие дополнительную информацию, относящуюся как к отдельным областям и элементам описания, так и к изоизданию в целом. Например, отражаются особенности полиграфического оформления и исполнения (изображение горизонтальное / вертикальное); даются сведения о библиографической связи с другими аналогичными изданиями; приводятся отличительные особенности экземпляра – владельческие штампы, записи, наклейки, представляющие определенный исторический или художественный интерес, указываются примечания о происхождении экземпляра, его предшествующих владельцах и хранителях; отмечаются общее состояние документа, степень его запыленности и загрязнения, заломы, разрывы, пятна и т. д.; добавляются примечания о первоначальной оригинальной версии оригинала. Вся эта информация помогает воссоздать историю и пути формирования коллекции.

Таким образом, как мы видим, описание видовых открыток имеет ряд особенностей и представляет собой совокупность сведений, которые дают возможность получить информацию об их содержании, характере, назначении и технике исполнения. Как и текстовые документы, они являются ценными источниками информации, уникальными документами ушедшего времени, представляя собой не только художественную, но и историческую значимость. Как любой документ эпохи, они нуждаются в специальных исследованиях.

Список литературы

1. Описание листовых изоизданий (гравюр, открыток, фотографий) в машиночитаемых форматах: метод. рекомендации / Рос. гос. б-ка искусств; [сост. Т. А. Глазунова, М. Е. Ермакова]. М., 2010. 103 с.

2. Российские правила каталогизации = Russian cataloguing rules / Рос. библ. ассоц., Межрегион ком. по каталогизации, Рос. гос. б-ка; [гл. ред. Н. Каспарова]. 2-е изд., испр. М.: Пашков дом, 2008. 661 с.


Об авторах

Ивайкина Екатерина Анатольевна – Научная библиотека им. Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета, ведущий библиотекарь отдела рукописей и редких книг; e-mail: Ekaterina_783@mail.ru



Последнее обновление страницы было произведено: 2015-02-24

Все предложения и пожелания по содержанию и структуре портала направляйте по адресу rdlp@iis.ru