РОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ Электронные библиотеки
2009 - Том 12 - Выпуск 2

Формирование электронной среды информационного обеспечения учебного и научного процессов на основе интеграции электронных коллекций

Соколова Н.В., Кедрин А.В., Храмцов Д.Р.

 

Аннотация

Предлагается иерархический подход к формированию среды информационного обеспечения. Определены задачи каждого из уровней иерархии. Приведены примеры проектов, направленных на интеграцию информационных библиотечных ресурсов и предоставление единого интерфейса для получения сервисов на их основе.

Ключевые слова: распределенная информационно-библиотечная система, онтология, АРБИКОН.

Проблема формирования качественного информационного обеспечения становится все более актуальной в эпоху перехода к системе непрерывного повышения квалификации специалистов. Но в условиях лавинообразного роста количества электронных информационных ресурсов меняется характер проблем, связанных с созданием электронного образовательного пространства. На первый план выходит задача отбора качественных ресурсов и объединение ресурсов, размещенных в территориально разделенных хранилищах (коллекциях).

Решение в виде создания единого централизованного хранилища информационных ресурсов, поддерживаемого в актуальном состоянии, показало существенную ограниченность своего применения на практике. Если говорить о вузовских библиотеках, то ни одна из них не может сформировать полную коллекцию. Однако в совокупности они имеют колоссальный информационный потенциал, при условии, что будет решена задача оперативного поиска информации сразу во всех вузах и эффективной доставки ее потребителю «на рабочий стол». Отметим, что в настоящее время информационный потенциал вуза определяется не только фондом библиотеки, но и всеми созданными в библиотеке и подразделениях электронными коллекциями образовательных и научных ресурсов. Будучи изолированными, они становятся практически недоступными широкому кругу пользователей, становясь трудно отыскиваемыми поисковыми машинами интернет через сайты библиотек и вузов.

Общая схема единого пространства информационного обеспечения, гарантирующая его динамическое обновление, представлена на рис. 1. Данный подход предполагает создание и накопление информационных ресурсов различными организациями (библиотеками) и многократное использование ресурсов всеми заинтересованными категориями пользователей, естественно, имеющих полномочия на доступ к конкретному ресурсу.

Рис.1. Общая архитектура информационного обеспечения сферы образования.

Общая архитектура информационного обеспечения включает:

  • вариативный интерфейс, который настраивается в зависимости от круга решаемых задач и категории пользователей, 
  • промежуточный уровень для интеграции отобранных экспертами ресурсов,
  • собственно электронные ресурсы (электронные коллекции, электронные каталоги и пр.).

Интегрирующий портал является в общем случае иерархическим, причем каждый уровень иерархии обеспечивает интеграция по отдельным категориям ресурсов и/или по различным протоколам. Электронные ресурсы могут располагаться в различных системах управления электронными коллекциями, т.е. в общем случае среда является гетерогенной и распределенной. Особенностью предложения Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом (СПбГПУ) является то, что при построении системы используется философия открытых систем.

Реализация портала верхнего уровня, обеспечивающего интерфейсную компоненту и, возможно, некоторый функционал по интеграции ресурсов, существенно зависит от круга решаемых задач и может варьироваться от «информационной образовательной среды» (ИОС) до простого списка ресурсов, обеспечивающего переход по гиперссылке к конкретному ресурсу. Рассмотрим отдельные типовые решения интерфейсного уровня для сферы образования.

Создание ИОС целесообразно выполнять в среде образовательного портала университета, реализующего также функции создания, передачи и контроля знаний с целью подтверждения образовательного ценза. В контексте данной работы остановимся только на функции информационного обеспечения процесса обучения в среде ИОС.

Традиционным видом структуризации является представление учебно-методического комплекса в виде списка образовательных дисциплин, сгруппированных по предметным областям. Однако подобная формализация не обеспечивает целостного представления предметной области и не способствует совместной деятельности представителей различных кафедр, факультетов и вузов в плане совместного создания и использования информационных ресурсов. В качестве универсального решения, не отражающего последовательность освоения разделов дисциплины, но обеспечивающего целостный взгляд на нее, в СПбГПУ было предложено создание системы навигации в виде онтологии как формального описания предметной области, состоящего из набора понятий и утверждений об этих понятиях. Реализация описания онтологий была выполнена на языке OWL (Web Ontology Language) [1]. Следует отметить, что онтологии и язык OWL являются одной из трех ключевых технологий реализации концепции Semantic Web. В таблице 1 приведено сравнение различных способов задания структур данных для реализации онтологии.

Таблица 1
Сравнение способов задания структуры данных

 

Синтаксис для структу-рированных данных

Определение типов данных

Описание модели данных для ресурсов

Описание свойств и классов ресурсов

Доп.  возможности описания классов*

XML

+

       

XML Schema

+

+

     

RDF

+

+

+

   

RDF Schema

+

+

+

+

 

OWL

+

+

+

+

+

* Задание отношений между классами, кардинальность отношений, равенство, типы и ха­рактеристики свойств, перечисляемые классы.

В качестве инструмента для реализации ИОС в последнее время все чаще стали использовать так называемые системы управления обучением LMS (Learning Management System) – разновидность систем управления контентом CMS (Content Management System), ориентированные на поддержку учебной деятельности. Как правило, это подразумевает реализацию дополнительной функциональности для структурированного представления учебных курсов, обеспечения интерактивного взаимодействия преподавателей и учеников и планирования занятий.

Выбор критериев для оценки и сравнения LMS является отдельной задачей для исследования – это сравнительно новый вид программного обеспечения, и в этой области пока довольно мало наработок, эффективность которых была бы проверена временем. Для формирования критериев для сравнения LMS за основу были взяты характеристики качества ПО из ГОСТ Р ИСО / МЭК 9126-93 [2]  и дополнены еще несколькими показателями, отражающими специфику области использования ПО. Результаты проведенного сравнения LMS, являющимися ПО с открытым исходным кодом, приведены в таблице 2.

Таблица 2

Рейтинговые оценки LMS


Название LMS

Claroline

COSE

Docebo

ILLIAS

.LRN

Manhattan

Moodle

OLAT

Sakai

Рейтинговая оценка

0,8525

0,4722

0,8610

0,8550

0,7690

0,5470

0,9720

0,4850

0,4880

Наиболее высокой рейтинговой оценкой обладает LMS Moodle, которая и была выбрана в качестве основы для проекта образовательного портала СПбГПУ.

Схема предложенной структуры онтологии для образовательной дисциплины представлена на рис. 2.

Разработанный модуль онтологии позволяет в среде LMS Moodle описывать дисциплины, устанавливая связи между основными понятиями предметной области, а также связывать каждое понятие с информационными ресурсами, которые рекомендуется использовать для освоения данной темы.

Рис. 2. Схема структуры онтологии.

Другим типовым вариантом интерфейса является система управления электронными коллекциями. Обычно данный интерфейс поддерживает основные этапы жизненного цикла электронного документа: его создание, описание, размещение в хранилище, поиск и извлечение. Для поиска ресурсов используются их метаданные, в ряде случаев обеспечивается и полнотекстовый поиск. Иногда интерфейс предоставляет и средства управления сайтом. Но в данной среде не обеспечивается непосредственная связь образовательных дисциплин с ресурсами. Поиск и отбор ресурсов производится пользователем самостоятельно или при методической поддержке преподавателя.

Еще одним типовым в настоящее время интерфейсом доступа к электронным ресурсам является OPAC (On-Line Public Access Catalogue), предоставляющий доступ к электронным каталогам библиотек. В электронном каталоге отражены традиционные и электронные ресурсы, причем обычно в стандартной форме – в MARC-формате.

Собственно новое качество предлагаемому решению дает промежуточный уровень, выполняющий функции интеграции «стандартных» источников информационных ресурсов. В общем случае можно представить путь поискового запроса (дерево поиска) к ресурсу в виде древовидной структуры, в которой листьями являются собственно информационные ресурсы,  дугами  –  переходы к локальным системам навигации конкретных узлов, узлами – системы навигации, обеспечивающие доступность всех лежащих ниже узлов и подчиненных им ресурсов. Корень такого дерева – система навигации единого пространства всей системы. В дереве поиска на рис. 3 выделены три типа узлов:

  • портальный, т.е. имеющий Web-интерфейс с пользователем, преобразующий протокол HTTP во внутренний протокол сети. Примеры их реализации были рассмотрены выше;
  • транслирующий, т.е. рассылающий запрос «ниже» по дереву, выполняя, при необходимости, преобразование форм запросов и ответов для согласования протоколов обмена данными;
  • узел доступа к информационным ресурсам, преобразующий запрос на внутреннем протоколе сети к обращению к механизмам поиска и хранения, используемые на данном конкретном узле.

Рис. 3. Дерево поиска в единой информационно-библиотечной среде

Отметим, что некоторые узлы могут являться одновременно и портальными, и транслирующими (на рисунке это выделено фоном узла).

Для обеспечения  интероперабельности узлов, возможности объединения различных узлов в едином  поисковом дереве  должны  выполняться  два  необходимых условия, тесно связанных друг с другом:

  • единый (согласованный) протокол взаимодействия, включающий протокол передачи/трансляции поискового запроса и получения результирующей информации и язык формирования сообщений, передаваемых между узлами;
  • единый (согласованный) механизм осуществления поиска по метаданным и/или по содержанию информационного ресурса.

Таким образом, следование профилю стандартов становится необходимым и достаточным условием для обеспечения доступности информационных ресурсов узла, для вовлечения узла в информационные сервисы, предоставляемые распределенной информационной системой.

Стандартизация в данном контексте предполагает предопределенность протокола взаимодействия, и также формата описания документа – в совокупности эти два элемента обеспечивают средства универсального поиска по разнородным распределенным электронным ресурсам, т.е. формируют профиль доступа к  электронным ресурсам. Профиль стандартов при объединении ресурсов в единой среде включает в себя:

  • протокол поиска (формирование запроса и доставка результата поиска);
  • перечень точек доступа, по которым может выполняться поиск;
  • перечень возвращаемой информации;
  • формат описаний электронных ресурсов (метаданных);
  • формат хранения и формат представления электронных ресурсов.

Элементами профиля могут стать протоколы поиска и извлечения OAI-PMH, SRU/SRW или Z39.50, а также формат метаданных Dublin Core. Желательным компонентом является также единый механизм выполнения полнотекстового поиска. Поясним подробнее выбор элементов профиля. Протокол OAI-PMH (Open Archives Initiative Protocol for Metadata Harvesting) обеспечивает независимую от приложений схему взаимодействия для сбора и предоставления метаданных. Этот протокол получил широкое распространение в рамках так называемой инициативы открытых архивов для обеспечения свободного доступа к научной информации.

Протоколы Z39.50 и SRU/SRW были разработаны в среде библиотечных систем. Эти протоколы не предполагают сбор метаданных, а обеспечивают поиск в распределенной среде. Протокол Z39.50 был разработан еще в 1980-е годы для целей интеграции электронных каталогов библиотек  с обеспечением функций поиска, заказа и других. Этот протокол развивается до сих пор, так, в начале 2000-х вышла его очередная версия. С массовым внедрением Web-технологий были разработаны протоколы SRU/SRW, обеспечивающие выполнение функции распределенного поиска.

Формат Dublin Core (DC) является общепринятым при описании электронных ресурсов и коллекций. MARC-формат, традиционного используемый для описания библиотечного фонда в электронных каталогах, может быть преобразован в формат DC.

Поддержка всего комплекса протоколов на промежуточном уровне общей архитектуры дает свободу в выборе произвольных типов ресурсов для информационного обеспечения: электронных документов из репозиториев, печатных документов из фондов библиотек и пр. Таким образом, предлагаемая архитектура является универсальным решением, которое может быть адаптировано к конкретному виду ресурсов и потребностям конкретных организаций и пользователей.

Проекты создания распределенной информационно-библиотечной среды и реализации сервисов информационного обеспечения

Рассмотренная выше общая концепция формирования распределенной среды, объединяющей ресурсы различных организаций, была апробирована в ряде проектов, направленных на создание сервисов нового поколения.

Библиотеки, утратив свой абсолютный приоритет в области информационного обеспечения, с приходом интернет, были вынуждены искать новые формы обслуживания, используя для этого новые информационные технологии. В результате библиотеки разработали свой вариант портальных решений, ориентированных именно на библиотечные ресурсы и сервисы, на методологию организации информационно-библиотечных процессов. Портальные решения для библиотечных систем, таким образом, тоже получили фактическое развитие с массовым развитием интернет.  При этом библиотечные порталы обеспечивают доступ к электронным каталогам и базам данных, как правило, недоступным для поисковых машин. Кроме того, обеспечивается доступность ресурсов, еще не переведенных в цифровой вид.

При возрастании объемов информации, росте их стоимости, ограниченности человеческих и финансовых ресурсов на содержание книжного фонда и обслуживание пользователей, отдельная библиотека не может располагать полным репертуаром литературы. Естественное направление развития библиотек во всем мире – объединение, создание общих информационных систем, получающих название виртуальных библиотек, единых информационных пространств и т.д. Если посмотреть на этот процесс более широко, то тенденция создания общих организованных информационных пространств, альтернативных хаотически развивающемуся пространству интернет, наблюдается и более широко – проекты создания электронного государства, электронного правительства, проекты объединения публичных или государственных информационных ресурсов. Суть проектов заключается в обеспечении государством гарантированного доступа населению к социально-значимой информации, созданной на средства государственного бюджета. Библиотеки, как правило, занимают в таких проектах собственную нишу. Интересны в области создания таких пространств рекомендации международного комитета OASIS (Organization for the Advancement of Structured Information Standards), предлагающие объединение информационных ресурсов самых разных поставщиков на основе открытых непроприетарных стандартов.

В целом указанные выше тенденции можно обозначить как построение единого распределенного информационного пространства страны, совместимого с мировым информационным пространством. Примерно по указанным выше принципам происходило развитие распределенной библиотечно-информационной системы членов некоммерческого партнерства «Ассоциация региональных библиотечных консорциумов» (АРБИКОН), основанного в 2002 году. В конце 1990-х годов в России на инициативной основе была начала серия проектов по объединению библиотек в консорциумы для повышения эффективности процесса информационного обеспечения населения. Идея объединения была достаточно прозрачна: библиотека предоставляла свои ресурсы, получая при этом возможность использовать ресурсы других библиотек. Для технической реализации такого обмена информации требовалось разработать технологию, обеспечивающую совместимость на уровне протоколов и форматов обмена данными, оставляя при этом библиотеке на локальном уровне свободу выбора собственного решения для автоматизации – в библиотеке может применяться система «Ирбис», «Руслан», MAРК SQL или любая другая. Правда, в зависимости от функциональных особенностей системы, работа с партнерами в едином пространстве становится более или менее удобной и технологичной.

Особенностью процесса создания единого распределенного информационно-библиотечного пространства АРБИКОН является то, что с самого начала технологии развивались на основе общей концепции построения многоуровневого иерархического информационного пространства, базирующейся на национальных и международных стандартах. Именно использование стандартов является существенной особенностью пространства АРБИКОН. Остановимся на этом моменте подробнее. На начальных этапах автоматизации перед библиотеками стояли задачи создания электронных каталогов собственных фондов, которые затем сменились задачами автоматизации процесса обслуживания и т.д. При этом автоматизированная система могли использовать собственные форматы хранения библиографических записей, форматы передачи данных. Когда сформировались предпосылки для сетевого взаимодействия, оказалось, что системы «не понимают» друг друга, поскольку используют собственные, закрытые решения. В мировой практике для создания распределенных систем широкое распространение получил подход на основе открытых стандартов. При этом под открытыми стандартами понимаются стандарты, которые являются утвержденными на достаточно высоком уровне (национальном, международном, пр.) и описания которых доступны для ознакомления и использования. Это дает возможность разработчикам развивать свои системы, обеспечивая им возможность «понимать» партнеров в едином пространстве.

Форматом обмена библиографическими записями стал национальный формат RUSMARC. Протоколом взаимодействия – международный стандарт Z39.50, который, появившись в еще до-вэбовскую эпоху, до сих пор является единственным международным стандартом, определяющим операции поиска, извлечения записей, записи данных, заказа документов и других функций. К 2008 году АРБИКОН объединяет около более 200 российских библиотек, среди которых:

  • 75 массовых библиотек,
  • 83 библиотеки ВУЗов,
  • 12 библиотек сети РАН,
  • ведомственные и прочие библиотеки

Общее количество электронных ресурсов в распределенной библиотечной информационной системе, объединяющей членов АРБИКОН, по состоянию на 2008 год составляет:

  • более 40 млн. библиографических записей
  • около 500 тыс. полнотекстовых электронных ресурсов.

Таким образом, создана действующая инфраструктура, объединяющая электронные ресурсы библиотек 58 регионов страны в единой распределенной информационной системе.

Развитие служб в распределенной информационной системе является инновационным процессом, сложность которого превышает сложность создания и сопровождения централизованной информационной системы. Однако только такой подход обеспечивает актуальность данных (используются локальные данные, не выполняется дополнительное перемещение данных, проводящее к неминуемым задержкам в обновлении информации) и оперативность выполнения сервисов (заказ на выполнение сервиса поступает непосредственно к держателю ресурса). Имеющаяся базовая сеть может быть использована как для решения общих задач информационного обеспечения населения в области науки, культуры и образования, так и для решения более узких задач по информационному обеспечению определенной отрасли знаний или категории населения путем специализации сети на предоставление определенной категории ресурсов и определенного вида сервисов. У АРБИКОНа есть опыт создания таких систем: медицинский портал, объединяющий ресурсы только медицинских библиотек и предоставляющий специализированные средства навигации (тезаурус по медицине) для поиска ресурсов; музейно-библиотечный портал, обеспечивающий одновременно доступ к музейным экспонатам и информационным ресурсам по этой тематике, хранящимся в библиотеках; портал библиотек для слепых.

За годы своего существования АРБИКОН продемонстрировал свою устойчивость и стабильность развития. Однако по мере увеличения количества участников единого информационно-библиотечного пространства становилось очевидно, что дальнейшее линейное наращивание количества ресурсов без переосмысления предоставляемых на их основе сервисов не дает раскрыться заложенному в Партнерстве потенциалу в полном объеме. Самыми общими из идей реорганизации были следующие:

  • признать созданную базовую инфраструктуру основой для развития корпоративных сервисов АРБИКОН;
  • дать возможность каждому члену АРБИКОН участвовать только в тех направлениях развития базовой инфраструктуры, которые совпадают с целями и задачами данной конкретной организации:
  • ввести проектный принцип в развитие новых сервисов, когда заинтересованные организации объединяются для развития нового корпоративного сервиса:
  • отойти от принципа общедоступности всех ресурсов и сервисов общего информационно-библиотечного пространства для всех членов АРБИКОН – теперь доступными и бесплатными для библиотеки становились сервисы только тех проектов, в которых она участвует;
  • сделать проекты АРБИКОН открытыми для участия организаций, не являющихся членами АРБИКОН.
  • ресурсы и сервисы проектов АРБИКОН сделать доступными для внешних пользователей, при этом члены АРБИКОН имеют льготу на их использование.

Все эти изменения были призваны внести элементы устойчивости в существование проектов АРБИКОНа, за счет совершенствования их качества, за счет их направленности на решение актуальных для многих российских библиотек задач. Сейчас в процессе реализации находятся следующие проекты АРБИКОН:

  • проект МАРС (межрегиональной аналитической росписи журнальных статей), создающий информационный ресурс аналитических библиографических записей на все статьи из около 1300 российских журналов;
  • проект ЭДД электронного заказа и доставки электронных копий журнальных статей на основе сводного каталога журналов (около 4700 наименований);
  • проект распределенной электронной библиотеки ЭПОС (электронное полнотекстовое объединенное собрание АРБИКОН).

Рассмотрим особенности и задачи каждого из проектов. Процесс создания информационного ресурса проекта МАРС обеспечивается средствами распределенной информационной системы, которая обеспечивается процессы контроля качества созданного участниками ресурса, интеграцию ресурса в единое целое, предоставление доступа к нему участников и внешних пользователей. В 2007 году информационный ресурс стал впервые открыт для организаций, которые не являются участниками проекта МАРС. Пользователь проекта получает возможность получить доступ к сервисам проекта без выполнения работ по созданию аналитических библиографических записей. В 2008 году объем информационного массива составил около 1 миллиона записей. Ресурс дает оперативно пополняемую информацию о содержании статей из около 1300 российских журналов, в том числе из 103 региональных журналов. В базу данных новая информация добавляется ежедневно, за год добавляется более 200 тыс. записей. Все библиографические записи содержат аннотацию, ключевые слова, рубрики.

Целью проекта ЭДД является предоставление  современной службы электронного заказа и доставки копий статей за счет распределения обязанностей по обслуживанию  заказов между организациями – участниками проекта. Создание сводного каталога периодики библиотек России создается на основе разработки оригинальной технологии сбора данных. Для формирования заказов и их обслуживания специальный Web-ориентированный программный инструмент, доступ к которому предоставляется всем участникам проекта бесплатно. Пользователь имеет возможность найти интересующий его документ, выбрать библиотеку держателя, в которую направляется заказ и выбрать форму доставки электронной копии журнальной статьи – по электронной почте, через ftp-сервер или через web-сервер. Если электронная копия не может быть изготовлена по какой-то причине (журнал выдан на руки и пр.), то заказ перенаправляется в другую библиотеку-держателя.  Заказ считается выполненным, когда пользователь получил копию и подтвердил ее получение. Общее количество наименований, доступных в сводном каталоге периодики библиотек России, составляет около 5000 наименований. Оперативность выполнения заказа – не более трех рабочих дней. Программная система обеспечивает полную прозрачность ходы выполнения заказа, собирается и анализируется статистика работы всей распределенной системы в целом. Все операции выполняются в соответствии с международными стандартами Z39.50 и ISO ILL.

ЭПОС - распределенная информационная система, объединяющая электронные коллекции участников проекта на основе согласованных правил и позволяющая  эффективно использовать электронные ресурсы через глобальные сети передачи данных. Под электронной коллекцией участников проекта понимается систематическое собрание логически и технологически связанных между собой документов (электронных ресурсов).  Пользователи – организации или физические лица -  получают доступ к ресурсам ЭПОС на основании заключенного с АРБИКОН договора. Технологии создания электронных коллекций и предоставления к ним доступа должны удовлетворять требованиям программно-технологического обеспечения проекта, а также ежегодно утверждаемому профилю стандартов проекта.

Все сервисы АРБИКОН доступны на портале http://www.arbicon.ru. Доступ к некоторым сервисам требует авторизации.

Перспективы формирования распределенного национального библиотечно-информационного фонда

Парадигма формирования единого библиотечного фонда страны эволюционирует вместе с расширением сектора электронных ресурсов в информационном пространстве глобального масштаба. Транснациональный характер электронной сетевой среды находится в противоречии с необходимостью защиты индивидуализированных характеристик  объектов и субъектов взаимодействия в коммуникативной среде, защиты авторского права, управления  интеллектуальной собственностью, защитой персональных данных и детерминированном подходе к предоставлению права использования произведений.

Изменение роли библиотек состоит в том, что для них открывается возможность стать узлами сети, в которой точки входа в интегрированное библиотечно-информационное пространство будут совмещены для пользователей с «узлами знаний». Для реализации своего потенциала в новых условиях библиотеки должны занимать активную позицию в условиях существования апробированных технологических решений по объединению и совместному использованию электронных коллекций в существующем  нормативно-правовом поле.

В заключение можно отметить, что предлагаемый в работе подход к интеграции электронных коллекций в едином пространстве позволяет создать политематический, динамически пополняемый массив качественных информационных ресурсов. Инфраструктуру единой среды образуют библиотечные системы, что вносит устойчивость в ее функционирование, поскольку электронные коллекции являются новой формой реализации традиционной миссии библиотек. Пользователи могут на основе общей инфраструктуры формировать специализированные информационные пространства, объединяющие только требуемые им ресурсы. Любая из организаций может стать частью единой информационно-библиотечной среды, если она удовлетворяет разработанному профилю стандартов по обеспечению доступа к информационным ресурсам и сервисам. Любая организация или физическое лице может стать пользователем данной системы, получив доступ ресурсам многих библиотек через единый интерфейс поиска, заказа и доставки ресурсов.

Список использованных источников:

1. McGuinness, D. L. OWL Web Ontology Language Overview [Электронный ресурс] / D. L. McGuinness, F. Harmelen // World Wide Web Consortium. — http://www.w3.org/TR/2004/REC-owl-features-20040210.

2. ГОСТ Р ИСО / МЭК 9126-93. Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению. — Введ. 01.07.94. — М. : Изд-во стандартов, 1994. — 15 с. : ил.

3. Опыт организации виртуального образовательного пространства / Е. М. Аврамова [ и др.] // Образовательные порталы России : сб. ст. — Вып.1. — М. : Технопечать, 2004. — С. 7-24.

4. Голубева, М. В. Информационная модель дисциплины как эффективное средство обучения / М. В. Голубева, А. И. Племнек, Н. В. Соколова // Образовательная среда сегодня и завтра : матер. IV Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 3 окт. 2007 г. — М. : Рособразование, 2007. — С. 57-60.

5. Племнек, А. И. Методология создания комплексной информационно-библиотечной сети вуза / А. И. Племнек, Н. В. Соколова // НТВ СПбГПУ. — СПб., 2007. — № 4, т. 2. — С. 169-176 : рис. — (Информационные технологии в образовании).

Об авторах

Соколова Н.В., Кедрин А.В., Храмцов Д.Р. - Санкт-Петербургский государственный политехнический университет


Последнее обновление страницы было произведено: 2011-03-29

Все предложения и пожелания по содержанию и структуре портала направляйте по адресу rdlp@iis.ru