РОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ Электронные библиотеки
2006 - Том 9 - Выпуск 1

«Флорентийская повестка дня»: инициатива по сохранению цифрового наследия

Маурицио Лонги
директор по науке Фонда цифрового возрождения (Италия)


По мере приближения к информационному обществу все наши данные, память, опыт, культура, искусство становятся цифровыми, однако цифровая сфера имеет один врожденный недостаток: если вы не будете сохранять память, вы ее потеряете.

Тревога возникает по следующим основным причинам:

  1. Если вы теряете данные, полученные в результате процесса оцифровки, вы теряете, по меньшей мере, время и ресурсы;
  2. Если вы теряете «изначально цифровой» контент, вы теряете все;
  3. Традиционные коллекции (книги, картины, статуи, здания, ...) могут разрушаться по тем или иным причинам;
  4. Существует серьезная угроза нашим аудио-, визуальным или аудио-визуальным архивам, культуре нашего века, и их необходимо переводить на цифровые носители.

Необходимо повысить уровень осведомленности общественности об этих проблемах, и политики не должны допускать фрагментации инвестиций и усилий. В соглашениях по техническим стандартам, кроме исследователей и заинтересованных сторон, должны также участвовать представители отрасли культуры.

Начиная с 2001 года европейские страны прикладывают огромные усилия к обеспечению цифрового доступа к европейскому культурному наследию. В частности, координационные рамки, выработанные на основе Лундских принципов, Лундского Плана действий и документов Группы Национальных представителей (координационной группы, созданной Европейской Комиссией и государствами-членами для выработки определенных механизмов преодоления фрагментации в отношении политики оцифровки и программ информационного общества в ЕС), позволили создать эффективные механизмы для обмена опытом, распространения передового опыта и рекомендаций по вопросу общей платформы для создания приложений, которые будут использоваться в целях сохранения культурного наследия в Европейском Союзе (http://www.cordis.lu/ist/directorate_e/digicult/eeurope.htm).

По предложению Группы Национальных представителей и Европейской Комиссии Совет Министров Евросоюза в июне 2002 года принял Резолюцию Совета о сохранении будущей памяти и предложил Европейской Комиссии и государствам-членам оценить ситуацию и наметить план действий.

Во время Президентства Италии в Евросоюзе на международной конференции по этим вопросам при поддержке некоторых финансируемых ЕС проектов была создана на добровольной основе экспертная группа, которая вела работу по трем направлениям: повышение осведомленности, технические рекомендации, план действий, получившим название «Флорентийская повестка дня». Отчет о ее работе за год был согласован со службой Президентства Нидерландов в Евросоюзе. На конференции в Гааге в сентябре 2004 года был сделан обзор текущей ситуации в ЕС и определены приоритеты, которые предоставили материал для анализа и будущего планирования.

Голландское президентство внесло конкретный вклад, предоставив концепцию развития цифрового наследия для европейского сектора цифровых культурных ресурсов, которая предусматривает предоставление качественного доступа и новых услуг гражданам. Отправной точкой является разработка общедоступного, устойчивого и надежного европейского цифрового пространства, в котором граждане могут совместно использовать культурные ресурсы и культурные знания, получая к ним доступ в любое время и в любом месте. Для этого потребуются не только технологии, поэтому необходимо, чтобы правительства, организации культурного наследия, исследователи и представители различных отраслей европейских стран объединили свои усилия для выработки подходов к обеспечению поддержки культурных, социальных и творческих ценностей.

Важным документом является Хартия ЮНЕСКО по сохранению цифрового наследия (http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001311/131178e.pdf), которая определяет некоторые международные принципы и задачи для ответственных органов власти во всем мире. Представитель ЮНЕСКО с самого начала участвовал в работе группы экспертов «Флорентийской повестки дня» для обеспечения эффективного сотрудничества с целью максимизации воздействия и выработки консенсуса в рамках Европейского Сообщества. Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех» активно поддерживал и развивал обсуждение Хартии в национальных институтах и профессиональных сообществах. В результате в рамках Российского комитета был создан Межведомственный экспертный совет по сохранению цифрового наследия.

В 2004 году стала очевидна необходимость обновления Лундского плана действий: к концу Люксембургского президентства в июне 2005 года был выработан новый план действий, который был представлен на 8-м заседании Группы Национальных представителей (NRG). Новый план действий станет составной частью более широкого плана действий в области электронной культуры на 2005-2006 годы, который будет утвержден Советом министров ЕС к ноябрю 2005 года в соответствии с Резолюцией Совета от 16 ноября 2004 года.

«Флорентийская повестка дня» продолжила свою работу на семинаре «Экспертная рабочая группа по сохранению цифровой памяти», организованном в феврале 2005 года в Риме Центральным институтом единого каталога (Istituto Centrale Catalogo Unico), в ходе которого группа экспертов обсуждала и формулировала ряд задач по предложению создания тематической сети. В семинаре участвовали 32 специалиста из разных стран: эксперты приступили к изучению проблемы создания координационной сети по всей Европе для сохранения цифровой памяти, с особым упором на культурное наследие. В числе основных задач этой сети следующие:

  • Повышение осведомленности о проблемах электронной культуры, привлечение внимания к этим проблемам и выработка консенсуса по путям их решения в рамках ЕС путем проведения информационных дней, предоставления информационных услуг, создания портала для распространения удачных методов и рекомендаций, стимулирования принятия стандартов, создания карты выполняемых работ.
  • Стабильная европейская сеть для создания определенных координационных механизмов для выявления и «соединения» основных национальных проектов, центров компетенции и проектов, финансируемых ЕС, включающая основных участников процесса сохранения культурного наследия с привлечением других секторов и отраслей.
  • План действий в рамках ЕС по повышению уровня осведомленности и поддержки со стороны национальных и компетентных органов власти, развитие сотрудничества с секторами электронного правления и электронного обучения.
  • Анализ правовой базы, определение приоритетов для политиков, изучение соответствующих моделей управления и вопросов соблюдения прав интеллектуальной собственности.
  • Стимулирование национальных инвестиций для расширения исследований в области прикладных технологий. Принятие ведущими национальными центрами общих исследовательских программ для создания международного консорциума при совместном финансировании государствами-членами.
  • Программы обучения для «операторов культурного наследия», стимулирующие новые возможности и развитие электронного обучения.

В заключение экспертная группа определила девять ключевых приоритетов, которые должны учитывать политики, компетентные международные организации и ассоциации.

1. Координация

Координация – главный приоритет для экономии времени и ресурсов: она должна осуществляться между секторами и на международном уровне, начиная от распространения результатов лучших методик и заканчивая выработкой приоритетов для политиков. Для выработки программы и параметров координации необходима укрупненная европейская координационная инфраструктура. Необходимо выделить три уровня координации: на уровне сообщества, на уровне существующих сетей, на уровне Группы национальных представителей (NRG).

2. Рамки Группы национальных представителей

Определяющее значение имеет связь с ЕС, которая предусмотрена в резолюции Совета NRG-ЕС от 16-11-2004. Для предусмотренного участия правительств в Группе национальных представителей (NRG) и нового плана действий необходима сеть поддержки.

3. Межсекторный подход

Необходима выработка модели сотрудничества на европейском уровне в области сохранения цифровой памяти, которую могут использовать различные пользователи, а не только библиотеки и архивы, с особым упором на коммерческие секторы и электронное правление, научное сообщество, фармацевтическую промышленность, ИКТ, вещание.

4. Распространение результатов

Текущие проекты и инициативы необходимо переносить на общую платформу для обеспечения возможностей взаимодействия, уделяя особое внимание передаче результатов исследований и результатов, достигнутых в различных отраслях, владельцам контента, а также от передачи опыта крупных организаций культурны мелким и средним организациям.

5. Обучение

Необходимы инвестиции в обучение персонала для сохранения культурного наследия. Необходимо усилить сотрудничество между проектами, создающими технологии и программы электронного обучения в целях более быстрой и эффективной передачи знаний.

6. Темы для исследования

Исследования в области технологий необходимо сфокусировать на методах автоматического архивирования, индексации и управления большими объемами динамических цифровых объектов, автоматизации задач по сохранению изначально цифровых объектов. Необходимы специальные меры для сохранения сетевых, аудио, видео, мультимедийных и изначально цифровых данных.

7. Ответственность

Национальные власти должны назначить лиц, ответственных за создание опорных центров, которые будут способствовать созданию сетей с участием всех заинтересованных сторон.

8. Эксплуатационные расходы

Затраты на сохранение необходимо включать как “эксплуатационные расходы” в ежегодные балансы культурных учреждений для обеспечения долгосрочного доступа к цифровому контенту. Необходима поддержка исследований в целях создания устойчивых экономических моделей цифровых библиотек.

9. Правовой контекст

Государства-члены должны разработать соответствующее законодательство/правила относительно авторских прав на цифровые объекты, а также по размещению документов в сети и обеспечению к ним постоянного доступа. ЕС должен выработать Директиву и соответствующие инструкции для определения базовых требований по сохранению цифрового контента, по крайней мере для основных продуктов государственного управления.


©  Маурицио Лонги, 2006

Подготовлено на основе доклада на Международной конференции «ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу» (Санкт-Петербург, Россия, 17–19 мая 2005 г.)


Последнее обновление страницы было произведено: 2006-03-29

Все предложения и пожелания по содержанию и структуре портала направляйте по адресу rdlp@iis.ru