РОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ Электронные библиотеки
2005 - Том 8 - Выпуск 1

Научно-методическая поддержка разработки научных электронных библиотек

Акимов С.И., Елизаров А.М., Ершова Т.В., Когаловский М.Р., Федоров А.О., Хохлов Ю.Е.


Описаны направления исследований и разработок в области электронных библиотек – информационных систем нового класса. Указаны особенности научных электронных библиотек. Представлены основные результаты работ по методической поддержке создания и использования научных электронных библиотек, выполненных на базе Института развития информационного общества при поддержке РФФИ в рамках проектов 01-07-90444 и 04-07-90184, а также при поддержке РГНФ в рамках проекта 03-02-12008.


Введение

Последние годы ушедшего тысячелетия характеризовались сменой представлений о трансформации индустриального общества в постиндустриальное, новыми концепциями построения информационного общества. В нем информация становится одним из основных экономических ресурсов и структурирующим социальным фактором, под воздействием которого меняются формы экономической деятельности и социальные взаимоотношения. Сохранение, развитие и рациональное использование этого стратегического ресурса будущего имеют огромное значение для любого общества и государства.

Отличительной чертой сегодняшнего этапа развития общества является то, что информация существует как в традиционной печатной, так и в электронной форме. Более того, современные информационные технологии позволили не только приступить к широкомасштабному переводу накопленной человечеством информации в электронную форму, но и к созданию большого числа новых информационных ресурсов сразу в электронном виде. Информатизация, конвергенция информационно-коммуникационных технологий и мультимедиа, переход к применению современных информационных систем в сфере науки и образования обеспечивают принципиально новый уровень получения и обобщения знаний, их распространения и использования. Общепризнанно, что наиболее эффективно информационно-библиотечное обслуживание для нужд науки, культуры и образования сегодня (и, тем более, завтра) достигается путем создания электронных библиотек (ЭБ).

В нашей стране разработки в области электронных библиотек выполняются с 1998 г. и поддерживаются Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ).

В рамках проектов РФФИ этого направления исследуются технологии построения ЭБ, их архитектура, техника моделирования данных; разрабатываются различные подходы к построению пользовательских интерфейсов – их персонализация, повышение уровня и интеллектуализация языка запросов и др.; проводятся исследования методов и средств интеграции неоднородных информационных ресурсов, в том числе, семантической интеграции; используются различные подходы к представлению информационных ресурсов ЭБ; важное место начинает занимать в этой области новая технологическая платформа Веб, основанная на языке XML; разрабатываются стандарты метаданных для описания свойств информационных ресурсов; отрабатываются методы и технологии обеспечения распределенного доступа в таких системах; исследуются принципы построения коллекций информационных ресурсов различной природы.

Анализ результатов проектов, выполненных в рамках российской программы «Электронные библиотеки», показал, что информационные ресурсы создаваемых ЭБ весьма обширны и включают научные публикации, библиографии и персоналии; результаты различного рода экспериментов, наблюдений, измерений исследуемой реальности; каталоги коллекций и описания элементов коллекций; разнообразные среды представления информационных ресурсов (текст, фактография, статические изображения, видео, аудио, мультимедиа и др.). В создаваемых ЭБ предусмотрено представление предметной области исследования в форме, позволяющей непосредственно проводить исследование (не поддержка исследований, а исследовательский полигон). Существенно повысился уровень технологий, использованных в ЭБ. Среди них информационные и библиотечные технологии; технологии баз данных, XML-ориентированные БД; технологии текстового поиска, современные модели поиска, индексирование текста, изображений, видео; технологии Веб, платформа XML; технологии интероперабельности; состав, представление и поддержка метаданных (на основе стандартов платформы XML и др.); обеспечение глобального доступа к информационным ресурсам (в частности, к распределенным). Выросло число проектов, посвященных исследованиям и разработкам новых технологий ЭБ: совершенствование традиционных библиотечных технологий; интеграция неоднородных информационных ресурсов (модели, архитектура, протоколы); семантическая интеграция информационных ресурсов; поиск и обнаружение информационных ресурсов в Веб; лингвистическая поддержка русского языка; смысловой поиск текстов на естественных языках; повышение уровня пользовательских интерфейсов; технологии создания электронных коллекций.

Действующие российские ЭБ представляют собой полный спектр систем по их масштабу, по тематике информационных ресурсов, по используемым технологиям и по архитектуре. В полной мере эти свойства проявляются в научных ЭБ, описанных ниже.

Поскольку от интерпретации смысла термина электронная библиотека существенно зависят возможности тех систем, которые он обозначает, и, в частности, требования к организации и свойствам используемых в них информационных ресурсов, представляется целесообразным обсудить здесь содержание этого термина.

Что такое электронная библиотека?

Во многих странах мира активный интерес к ЭБ как к информационным системам нового класса пробудила объявленная в США осенью 1993 г. национальная программа исследований и разработок электронных библиотек (Digital Libraries Initiative – DLI). Электронная библиотека рассматривается участниками программы DLI как система, обеспечивающая сообществу пользователей доступ понятным для них образом к большим репозиториям мультимедийной информации и знаний, организованным при отсутствии каких-либо сведений о способах их применения. По мнению директора программы DLI С. Гриффина, ЭБ – это «средство обеспечения интеллектуального доступа к распределенным хранилищам информации на основе создания информационных сред, которые возвышают доступ от возможности получения необработанных данных – битов – до восприятия более полных знаний и смысла, содержащихся в цифровых коллекциях». Другими словами, ЭБ квалифицируются как глобальные многоязычные репозитории данных, знаний, звуковых образов и изображений. На симпозиуме в Санта Фе (1997), где были сформулированы основные направления исследований для второй фазы программы DLI (DLI-2), подчеркивалось, что не следует отождествлять ЭБ с совокупностью оцифрованных коллекций и инструментария управления ими. ЭБ нужно понимать более широко – как среду, объединяющую коллекции, сервисы и людей для поддержки полного жизненного цикла создания, распространения, использования и сохранения данных, информации и знаний.

Среди отечественных специалистов, наряду с пониманием ЭБ как информационной системы нового класса с указанными выше возможностями, существует и буквальная трактовка термина электронная библиотека как системы, обеспечивающей «электронизацию» традиционных библиотечных технологий с предоставлением полнотекстовых и/или мультимедийных электронных копий информационных ресурсов ее пользователям. Уже сама функциональная направленность подобного рода системы, по мнению сторонников такого подхода, дает право квалифицировать ее как ЭБ, независимо от информационных технологий, на которых она базируется.

В последние годы разработки и исследования в области электронных библиотек стали одним из актуальных и весьма привлекательных направлений развития информационных систем. Многочисленными исследовательскими проектами и реализацией конкретных электронных библиотек занимаются специалисты различного профиля.

Специалисты в области библиотечного дела видят в электронных библиотеках новые возможности для совершенствования автоматизированных библиотечных систем, превращения их в публичные электронные библиотеки нового поколения с развитыми возможностями представления разнообразных цифровых информационных ресурсов и доступа к ним, платформу для интеграции издательских и библиотечных технологий.

Музейные работники получают в новых технологиях возможности сохранения национального культурного наследия и превращения его в общечеловеческое достояние благодаря обеспечению глобального доступа в среде Веб к создаваемым ими электронным коллекциям цифровых образов музейных экспонатов с помощью функционально развитых сервисов.

Сотрудники образовательных учреждений различных ступеней совместно с библиотечными специалистами ведут большую работу по созданию принципиально новой технологии интерактивного обучения, основанной на новой информационной инфраструктуре образовательного процесса, центром которой должны стать электронные библиотеки. При этом предусматриваются средства адаптации программ обучения и его информационной поддержки к потребностям и возможностям конкретного учащегося без каких-либо ограничений на его возраст, географическое местоположение, распорядок дня и т. д.

Научных сотрудников, занимающихся исследованиями в различных областях знаний, технологии электронных библиотек привлекают возможностями обеспечения эффективного распространения результатов исследований в среде научного сообщества и поддержки научного сотрудничества коллективов исследователей, для которого не являются препятствием административные, географические и национальные границы.

Специалисты в области информационных систем, в свою очередь, рассматривают электронные библиотеки как новый класс информационных систем, базирующихся на самых передовых достижениях информационных технологий и технологий телекоммуникаций. Разработки таких систем порождают разнообразные сложные теоретические и технологические проблемы, требующие своего исследования.

Функциональные возможности электронных библиотек варьируются в довольно широком диапазоне. Вообще говоря, предполагается, что они предоставляют пользователю глобальный доступ с помощью различного рода сервисов в среде Веб к коллекциям цифровых информационных ресурсов, которые могут быть распределенными и в различных аспектах неоднородными. При этом могут обеспечиваться разнообразные возможности их интеграции на техническом и/или на семантическом уровне, развитые средства каталогизации и индексирования. В некоторых электронных библиотеках предусматриваются пользовательские интерфейсы с повышенным уровнем семантики, например, с возможностями семантического поиска требуемых информационных ресурсов, мультиязыкового доступа и визуализации данных, средства персонализации пользовательских интерфейсов и т.д.

Разнообразный характер могут иметь и информационные ресурсы электронных библиотек – от традиционных библиотечных электронных каталогов до сложных интегрированных коллекций информационных ресурсов, включающих полнотекстовые документы, числовые данные, графические, аудио и видеоресурсы, геоданные и т. д., снабженных разнообразными метаданными.

Таким образом, ЭБ – это сложные наукоемкие системы, связанные с широким кругом заинтересованных специалистов (информационные технологии, библиотечное дело, музейное дело, правоведение, образование, информационная безопасность, лингвистика, научные исследования во многих областях знаний), которые имеют разные точки зрения на назначение и функции ЭБ. Существует широкий спектр ЭБ – от вырожденных до продвинутого типа.

Характерными свойствами ЭБ как нового класса информационных систем являются: глобальный доступ к системе в среде Веб; поддержка метаданных для системы и пользователей; неоднородные и распределенные информационные ресурсы; материализованные и виртуальные коллекции; интеграция информационных ресурсов на различных уровнях; развитые средства каталогизации информационных ресурсов; пользовательские интерфейсы с повышенным уровнем семантики, с возможностями их персонализации; мультиязыковые текстовые информационные ресурсы и интерфейсы системы; встроенные сервисы (поиск, визуализация данных, статистический аппарат и др.).

По-видимому, развитие исследований и разработок в области ЭБ в нашей стране естественным образом приведет к единому и адекватному пониманию содержания обсуждаемого термина.

Электронные библиотеки для поддержки научных исследований

В условиях быстрого развития и внедрения современных информационно-коммуникационных технологий во всех областях фундаментальных научных исследований создание научных электронных библиотек, позволяющих обеспечить быстрый и эффективный доступ к знанию, рассредоточенному в разных странах и различных хранилищах информации, является чрезвычайно важным инструментом.

В ведущих зарубежных странах (США, Великобритания, Япония, Германия, Канада, Австралия и др.) развернута активная деятельность по реализации программ и проектов создания и использования научных ЭБ на национальном уровне.

Основными целями создания научных ЭБ являются:

  • обеспечение научным работникам возможности быстрого доступа к необходимым информационным ресурсам;
  • предоставление результатов фундаментальных научных исследований широкому исследовательскому сообществу;
  • создание новых технологий научных исследований, эффективного инструментария для их проведения;
  • предотвращение утраты ценных научных коллекций для будущих поколений ученых;
  • обеспечение возможностей для научного сотрудничества не только в региональном, ведомственном, национальном, но и в международном масштабе.

Состояние разработок научных ЭБ на современном этапе характеризуется следующими особенностями:

  • по их масштабу – от поддержки отдельного периодического издания или группы изданий, ЭБ отдельного научного (образовательного) учреждения, до электронной библиотеки региона, ведомства, национальной/международной ЭБ;
  • по тематике информационных ресурсов – от универсальных до ЭБ для конкретной области знаний или научного направления, ресурса личных архивов крупных ученых;
  • по технологиям – от отдельных Веб-сайтов, баз данных или систем текстового поиска до систем, основанных на интеграции технологий;
  • по архитектуре – от сосредоточенных до распределенных, от материализованных до виртуальных.

Естественно возникает вопрос, имеются ли у научных ЭБ особенности, требующие особого подхода к их разработкам. Для ответа на него нужны критерии оценки, каковыми могут служить: пользователи и их информационные потребности, характер информационных ресурсов, функциональные возможности ЭБ, характер и содержание информационных ресурсов; используемые методы и технологии. Выделим особенности научных электронных ЭБ в соответствии с приведенными критериями.

Пользователи и их информационные потребности:

  • продвинутые и изощренные пользователи;
  • нерегламентируемые информационные потребности;
  • динамичный характер информационных потребностей;
  • стремление пользователей к сотрудничеству; необходимость обмена информацией;
  • многоязыковая среда научного сообщества; разнообразие предметов исследования и технологий научного исследования;
  • демократичность научного сообщества.

Характер информационных ресурсов:

  • неоднородность используемых информационных ресурсов в различных аспектах;
  • использование данных на разных уровнях абстракции.

Функции научных электронных библиотек:

  • хранение и актуализация коллекций информационных ресурсов;
  • поддержка взаимосвязей информационных ресурсов;
  • обеспечение доступа пользователей к коллекциям;
  • поддержка метаданных, в том числе каталогов коллекций;
  • формирование коллекций (оцифровка, регистрация результатов наблюдений и экспериментов непосредственно в процессе их проведения);
  • интеграция издательских технологий и технологий формирования коллекций;
  • поддержка различных сведений о пользователях;
  • предоставление различных встроенных или надстроенных сервисов-приложений, превращающих ЭБ в исследовательский полигон (виртуальная обсерватория, виртуальная химическая или биологическая лаборатория и т.п.).

Содержание информационных ресурсов научных ЭБ:

  • научные публикации в различных формах (статьи, доклады, монографии, диссертации, авторефераты и др.);
  • библиографическая информация;
  • персоналия;
  • событийная информация (календарь конференций и т.п.);
  • результаты различного рода экспериментов, наблюдений, измерений, моделирования исследуемой реальности;
  • модели исследуемых процессов, явлений, феноменов, представленные в разнообразных формах, и метаданные, описывающие такие ресурсы;
  • разнообразные научные коллекции и их элементы;
  • каталоги коллекций и описания их элементов, классификаторы и другие средства систематизации.

Свойства информационных ресурсов научных ЭБ:

  • неоднородность информационных ресурсов (в различных аспектах);
  • разнообразие сред представления – текст, числовые данные, статические изображения, видео, аудио, мультимедиа;
  • сверхбольшие объемы информационных ресурсов;
  • свойства информационных ресурсов описываются метаданными для системы и для пользователей;
  • виртуальные коллекции информационных ресурсов;
  • часто используются не реальные, а гипотетические данные;
  • существенное значение имеет фактор старения информационных ресурсов;
  • представление информационных ресурсов предметной области исследования в форме, позволяющей непосредственно проводить исследование (не информационная поддержка исследований, а исследовательский полигон).

В настоящее время в Российской Федерации в стадии разработки и выполнения находится целый ряд крупных программ (ФЦП «Электронная Россия», ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды», ГЦП «Электронная Москва» и пр.), предусматривающих внедрение и использование современных информационных технологий. Научные учреждения постепенно насыщаются современной вычислительной техникой, получили распространение широкополосные сети. РФФИ поддерживает несколько десятков проектов, направленных на развитие технологий научных ЭБ или создание действующих научных ЭБ. Такие работы проводятся также в крупных библиотечных центрах страны: РГБ, РНБ, ЦНСХБ, БЕН, ГПНТБ, ИНИОН, ВИНИТИ и др.

Методическая поддержка разработок ЭБ

Основные зарубежные национальные программы по электронным библиотекам наряду с проектами, связанными с созданием ЭБ, имеют соответствующие проекты, направленные на информационное и научно-методическое обеспечение деятельности в этой области. В качестве примеров можно привести американскую программу Digital Libraries Initiative Phase 2 (http://www.dli2.nsf.gov), сайт журнала Digital Libraries (http://www.dlib.org), британские программы Объединенного комитета по информационным системам JISC (http://www.jisc.ac.uk/), см. также сайт журнала Ariadne (http://www.ariadne. ac.uk/). Среди методических материалов, размещаемых на таких сайтах, есть рекомендации по архитектуре информационных систем, выбору профилей стандартов, реализации тех или иных стандартов и пр.

В России первые проекты подобного рода (гранты РФФИ № 98-07-91120 и 01-07-90444) были выполнены в 1998 – 2003 гг. на базе Института развития информационного общества (ИРИО). По нашим сведениям других методических проектов, направленных на поддержку разработки научных электронных библиотек, в нашей стране нет.

С 2004 года на базе ИРИО реализуется проект РФФИ № 04-07-90184 «Развитие научно-методического портала для поддержки разработки научных электронных библиотек», который предполагает развитие портала, созданного в ходе выполнения названных выше проектов РФФИ и обеспечивающего методическую поддержку разработки научных электронных библиотек. Основное внимание в проекте уделяется созданию новых методических материалов, продолжению выпуска единственного в России профильного электронного журнала «Электронные библиотеки» и поддержанию реестра проектов в данной области. Результатами реализации проекта станут: комплекс публично доступных научно-методических и информационных ресурсов и сервисов в составе портала в сети Интернет; выпуск научного электронного журнала «Электронные библиотеки»; поддержка реестра российских программ и проектов в области ЭБ.

В рамках проекта предполагается создать новые методические материалы по данной тематике, непосредственно на примере технологий, реализуемых на портале проекта, будет проиллюстрировано использование современных стандартов (метаданных, XML и др.). Пользователями создаваемого Интернет-ресурса являются специалисты, создающие технологии ЭБ для информационного обеспечения науки и образования; грантодержатели РФФИ и других научных фондов, выполняющие проекты в рамках тематики ЭБ, – несколько сотен специалистов из десятков организаций страны. В ходе выполнения проекта будет развит интернет-ресурс, содержащий комплекс научно-методических материалов и виртуальную образовательную среду для поддержки процессов создания и развития ЭБ в фундаментальной науке. Источники данных в проекте – собственные разработки участников проекта и публикации в электронном журнале «Электронные библиотеки». Ожидаемый объем данных составит не менее 100 Мб. Способ доступа пользователей к порталу – свободный через Интернет посредством стандартных веб-клиентов (браузеров). При информационном наполнении портала реализуются необходимые стандарты метаданных, описывающих соответствующие информационные объекты: для публикации – Дублинское ядро, для проекта – PDM и др. Используются базовые стандарты ISO (даты, географическое местоположение и пр.). Проекты, включенные в Реестр проектов по электронным библиотекам, описываются с использованием формата метаданных, разработанного участниками проекта с учетом накопленного международного опыта.

Научно-методический интерактивный сервис по технологиям ЭБ

Одним из основных новых направлений работы в рамках проекта стало создание научно-методического интерактивного сервиса по технологиям ЭБ – объединение существующих научно-методических разработок в рамках нового интерактивного сервиса – виртуальной образовательной среды по технологиям ЭБ, основанной на использовании платформы дистанционного обучения VLE 4.0, распространяемой на условиях лицензии GPL. Эта работа предполагает подготовку соответствующих текстуальных, графических и мультимедийных ресурсов и их организацию в учебно-методический курс с использованием современных технологий ЭБ и смежных областей.

Разрабатываемый интерактивный методический курс по ЭБ имеет следующую структуру:

  • Во введении дается краткий исторический очерк развития разработок ЭБ за рубежом и в нашей стране. Приводится определение ЭБ как специального класса информационных систем, предназначенных для управляемого использования и хранения цифровых информационных объектов. Обсуждаются организационная модель и функциональные возможности современных ЭБ, базирующихся на «триаде» пользователи – контент – технологии. Приводятся классификация ЭБ и особенности научных библиотек.
  • В разделе «Пользователи электронных библиотек» сначала обсуждаются типичный пользовательский сценарий как отправная точка создания электронной библиотеки и типичные задачи/потребности научного сотрудника (сценарии обращения). В следующем параграфе рассматривается вход в систему (аутентификация, авторизация и персонализация пользователя). Два заключительных параграфа этого раздела посвящены вопросам осознания информационных потребностей и использования ресурса (политики использования, изменение парадигмы распространения научной информации).
  • В разделе «Информационное наполнение» раскрыты вопросы организации информационного наполнения ЭБ, формирования информационного (цифрового) объекта как ключевого концепта ЭБ, метаданных и их роли в электронных библиотеках; онтологий предметной области в электронных библиотеках, технологические аспекты взаимодействия с информационным наполнением.
  • Раздел «Архитектура и технологии» содержит материалы о Веб и Интернет как технологической основе и среде функционирования ЭБ; об уникальной идентификации информационных объектов; о концептуальном представлении архитектуры ЭБ, о применении спектра информационных технологий в ЭБ.
  • Следующий раздел содержит информацию по проблемам менеджмента и авторского права.
  • Заключительный раздел курса содержит методические рекомендации по практической разработке научных ЭБ.
  • В конце каждого раздела приводятся литература для самостоятельного изучения и контрольные вопросы для самопроверки.

Заключение

В настоящее время на портале «Электронные библиотеки» представлена функционирующая пилотная версия научно-методического интерактивного сервиса по технологиям ЭБ, содержащая большое количество текстовых и мультимедийных ресурсов. Соответствующий материал опирается на публикации электронного научного журнала «Электронные библиотеки», который выходит уже 6 лет и содержит свыше 500 статей по данной тематике, включая значительное число работ методического характера, а также на ряд работ исполнителей проекта (см., например, [1 – 14]) и накопленный ими опыт при разработке концепции межведомственной программы «Электронные библиотеки России», федеральной целевой программы «Электронная Россия», городской целевой программы «Электронная Москва», в процессе реализации ряда конкретных проектов ЭБ, а также на многолетний опыт аналитической и терминологической работы в области технологий баз данных и информационных систем.

Литература

  1. Акимов С.И., Арнаутов С.А., Бойченко А.В., Ершова Т.В., Капустин Д.В., Когаловский М.Р., Серебряков В.А., Филинов Е.Н., Хохлов Ю.Е. Методический ресурс по электронным библиотекам. Сб. трудов Пятой Всероссийской научной конференции «Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции», Санкт-Петербург, 15-17 октября 2003 г. , с. 99-102
  2. Арнаутов С.А. Роль и место виртуальных цифровых библиотек в Интернете (на примере Российской академии наук). В сб. докладов 3-й Всероссийской научной конференции «Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции», Петрозаводск, 11-13 сентября 2001 г., КарНЦ РАН, с. 46-50
  3. Елизаров А.М., Понфиленок В.М., Якубов Т.Э. Библиотека электронных публикаций «Научная Казань» Казанского государственного университета. Труды Второй Всероссийской научной конференции «Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, коллекции». Протвино, Институт физики высоких энергий, 2000, с. 148-153
  4. Елизаров А.М., Никифоров Н.А., Якубов Т.Э. Интернет-проект «Научная Казань» как прототип электронной библиотеки для науки и образования. Труды Четвертой Всероссийской научной конференции «Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, коллекции». Дубна, Объединенный институт ядерных исследований, 2002, с. 184-187
  5. Ершова Т.В., Хохлов Ю.Е. Информационное общество и будущее библиотеки //4-я Международная конференция «Крым-97» Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. Материалы конференции. М., ГПНТБ России, 1997. – Т.1. – С.45-47
  6. Кобрянский В.М., Арнаутов С.А. Влияние новых информационных технологий на процесс фундаментальных научных исследований, «Информационное общество», 2001, № 4, с.54-57
  7. Когаловский М.Р. Научные коллекции информационных ресурсов в электронных библиотеках. Труды I Всероссийской научной конференции «Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, коллекции», С.-Пб. 1999. Изд. С.-Пб. университета, 1999
  8. Когаловский М.Р. Особенности научных электронных библиотек. Тезисы докладов научной конференции, посвященной 10-летию РФФИ «Электронные библиотеки и информационное обеспечение научной деятельности», Москва, 25-26 ноября 2002 г. Российский фонд фундаментальных исследований, Центр фотохимии РАН, 2002
  9. Когаловский М.Р. Перспективные технологии информационных систем. – М.: АйТи-пресс, ДМК, 2003. – 286 с.
  10. Когаловский М.Р. Стандарты XML и электронные библиотеки. Электронные библиотеки. Институт развития информационного общества. – 2003. - Том 6 - Выпуск 2
  11. Когаловский М.Р. Глоссарий по стандартам платформы XML. http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/methodology/xmlbase/glossary_XML
  12. Когаловский М.Р., Новиков Б.А. Электронные библиотеки – новый класс информационных систем //Программирование. Российская академия наук. - № 3. – 2000
  13. Филинов Е.Н., Бойченко А.В. Вопросы разработки профилей электронных библиотек //Вторая всероссийская научная конференция «Электронные: перспективные методы и технологии, электронные коллекции», библиотеки Протвино, 26-28 сентября 2000 г. – С. 169-173
  14. Ershova T. V., Hohlov Yu. E. Migrating from the Library of Today to the Library of Tomorrow: Re- or E-volution? In: "Libraries in the Information Society", IFLA Publications 102, Munchen, 2002, p. 74-81

Об авторах

Акимов Сергей Иванович - нач. отдела Института развития информационного общества. Сфера деятельности: информатика, информационные системы, электронные библиотеки.
Тел. (095) 925 4203
E-mail: sakimov@iis.ru

Елизаров Александр Михайлович - доктор физико-математических наук, профессор, директор НИИ математики и механики им. Н.Г.Чеботарева КазГУ. Сфера деятельности: краевые задачи со свободными границами, математическое моделирование, комплексный анализ, динамика несжимаемой жидкости, электронные библиотеки и коллекции, средства создания и поддержки электронных изданий.
Тел. (8432) 92 75 24
E-mail: elizarov@ksu.ru

Ершова Татьяна Викторовна - ген. директор Института развития информационного общества. Сфера деятельности: информатика, информационные системы, электронные библиотеки, системы виртуальной реальности, информационное общество.
Тел. (095) 925 4203
E-mail: ershova@iis.ru

Когаловский Михаил Рувимович - кандидат технических наук, с.н.с., доцент, зав. лаботаторией Института проблем рынка РАН. Сфера деятельности: системы баз данных, модели данных, информационные системы, Веб-технологии, электронные библиотеки, электронные коллекции.
Тел. (095) 129 1433
E-mail: kogalov@cemi.rssi.ru

Федоров Андрей Олегович - кандидат педагогических наук, старший преподаватель Казанского государственного университета культуры и искусств. Сфера деятельности: базы данных, информационные технологии в науке, Интернет, электронные библиотеки, Web-технологии.
Тел. (8432) 77 83 38
E-mail: fedorov@kazan.ws

Хохлов Юрий Евгеньевич - кандидат физико-математических наук, доцент, председатель совета директоров Института развития информационного общества. Сфера деятельности: информатика, информационные системы, электронные библиотеки, телекоммуникации, комплексный анализ, математическая физика, краевые задачи с неизвестными границами.
Тел. (095) 925 4203
E-mail: hohlov@iis.ru


©  Акимов С.И., Елизаров А.М., Ершова Т.В., Когаловский М.Р., Федоров А.О., Хохлов Ю.Е., 2005
Последнее обновление страницы было произведено: 2005-11-24

Все предложения и пожелания по содержанию и структуре портала направляйте по адресу rdlp@iis.ru