Российские Электронные Библиотеки

Межведомственная программа
"Электронные библиотеки России"

Пояснительная записка

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 20 февр. 1999 г. N БВ-П8-05659 Миннауки РФ совместно с Минкультуры РФ, Минобразования РФ, Росархивом, Госкомпечати РФ, Роспатентом, Госкомсвязи РФ и РАН рассмотрело вопрос об организации работ в области создания электронных библиотек в рамках межведомственной программы “Электронные библиотеки России”. В целях анализа состояния данной проблемы в России и подготовки предложений по организации работ в области создания электронных библиотек в стране сформирована рабочая группа специалистов, в состав которой вошли представители указанных ведомств, а также Российского фонда фундаментальных исследований.

Рабочая группа пришла к выводу о необходимости разработки межведомственной программы “Электронные библиотеки России”, в рамках которой возможна координация на федеральном уровне работ, обеспечивающих решение общесистемных задач и накопление электронных информационных ресурсов. Указанные выше министерства и ведомства поддерживают данное предложение. Ниже приводится текст пояснительной записки рабочей группы, переданной в Правительство РФ.

I. Основные положения

1.1. В развитых странах информация является важнейшим объектом производственной деятельности и потребления, поскольку оказывает значительное или даже решающее воздействие на направления и результаты прогресса в научной, технической, культурной и других сферах жизни этих стран.

Сказанное в полной мере относится также к деятельности отдельных организаций, фирм, учебных заведений, административно-управленческих органов и физических лиц, являющихся многоаспектными пользователями и производителями разнородной информации. Поэтому информация стала одним из наиболее значимых ресурсов человеческого сообщества и в государственном плане рассматривается как стратегический ресурс. Сохранение, развитие и рациональное использование этого стратегического ресурса является задачей огромного значения для любого общества и государства.

В то же время гигантские объемы уже накопленной информации, непрерывно продолжающийся рост ее количества, разнородный и разобщенный по многим признакам характер хранения и распространения, отсутствие унифицированного доступа к ней создают существенные и все возрастающие проблемы, которые вызывают трудности в ее эффективном использовании.

Осознание указанных проблем, подкрепленное количественными и качественными изменениями в области развития современных информационных технологий и средств передачи данных, привело к необходимости поиска новых подходов и решений проблем создания хранилищ информационных ресурсов, их организации, средств и способов доступа к ним пользователей. В обобщенном виде такие подходы сегодня стали трактовать как создание цифровых, или электронных библиотек. На смену информационному обслуживанию на печатных носителях приходит обеспечение пользователей, основанное на электронном представлении самой разнообразной информации, тиражируемой в неограниченном количестве и мгновенно доступной по глобальным компьютерным сетям независимо от времени и местонахождения пользователей.

Создание электронных библиотек и соответствующих информационных инфраструктур бурно происходит во всем мире, хотя в связи с новизной проблемы само понятие электронная библиотека и терминология в этой области до сих пор не является до конца оформившимися и устоявшимися. Обычно под электронной библиотекой понимается распределенная информационная система, позволяющая надежно накапливать, сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов, доступные в удобном для пользователей виде через глобальные сети передачи данных.

Работы по созданию электронных библиотек (ЭБ) начаты в США в 1980-х гг., в Великобритании – в начале 1990-х гг. Обычно такие работы начинали небольшие группы специалистов, но в течение нескольких лет они приобретали статус национальных программ и международных проектов. Примерами могут служить проект создания ЭБ для стран “Большой Семерки”, к участию в котором приглашена и Россия, программы “DLI” в США и “eLib” в Великобритании. В Японии ведутся работы по реализации проекта “Электронные библиотеки 21 века”. В Германии создается электронная библиотека “Global-Info”. Указанные проекты имеют существенную государственную финансовую поддержку (от 800 млн долларов в США, до 60 млн DM в Германии). К решению проблемы создания ЭБ в этих странах активно привлекаются различные инвестиции, в том числе средства различных фондов, заинтересованных частных компаний, благотворительных организаций, отдельных лиц.

В России также имеется некоторый опыт работы в области создания ЭБ. Ряд проектов, связанных с созданием конкретных электронных ресурсов и обеспечением к ним, в том числе через Интернет, выполняются с 1995 г. и поддерживаются рядом государственных научно-технических программ, например, подпрограммами “Федеральный информационный фонд по науке и технике” и “Информатизация России” Федеральной целевой научно-технической программы Миннауки РФ “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения”, межведомственной программой “Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы” и рядом других. В 1998 г. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский фонд технологического развития (РФТР) объявили конкурс и по его итогам начали финансирование ряда проектов, связанных с решением проблемы электронных библиотек.

Вместе с тем следует признать, что указанные усилия, несмотря на достигнутые результаты, не носят общесистемного характера в масштабах страны и не решают многих задач правового, организационного и технологического характера, необходимых для реализации в целом проблемы электронных библиотек в России. Поэтому необходимо развертывание полномасштабной межведомственной программы “Электронные библиотеки России”(ЭБР), которая должна служить естественным дополнением к уже имеющимся проектам и программам в этой сфере и решить проблемы отечественной инфраструктуры, обеспечивающей накопление, сохранение и эффективное использование электронных информационных ресурсов.

1.2. Актуальность разработки и реализации межведомственной программы “Электронные библиотеки России” определяется:

1. Необходимостью повышения эффективности использования российских информационных ресурсов как важнейшей составляющей национального достояния;

2. Необходимостью использования в научных, технических и социально-культурных целях возможностей, предоставляемых современными информационными технологиями и средствами телекоммуникаций;

3. Необходимостью координации деятельности федеральных ведомств и органов власти субъектов РФ в организации информационного обслуживания населения;

4. Необходимостью консолидации и повышения эффективности использования средств, выделяемых из федерального и региональных бюджетов на создание информационных ресурсов и технологий;

5. Задачами поддержки отечественного производителя информационных ресурсов и технологий, использования потенциала российских разработчиков и исследователей;

6. Явно проявившимся за последние годы отставанием традиционной информационной инфраструктуры страны от потребностей сохранения и развития науки, культуры, образования и здравоохранения;

7. Необходимостью более полного удовлетворения потребностей общества, органов государственной власти в ретроспективной информации, в том числе в архивных материалах, а также обеспечения сохранности подлинных архивных документов;

8. Интересами России по вхождению в мировое информационное общество и мировой информационный рынок;

9. Важностью сохранения и развития культурных связей с соотечественниками за рубежом и др.

Резюмируя вышеизложенное можно сказать, что создание системы ЭБР является категорическим императивом эпохи перехода мирового сообщества от индустриального к информационному обществу. Отсутствие национальной программы по созданию и предоставлению информационных ресурсов страны массовому пользователю на основе новейших информационных технологий приведет к отставанию России от развитых стран.

II. Цели и задачи Программы

2.1. Целями Программы являются:

1. Создание электронных информационных ресурсов в сфере науки, техники, культуры, образования и здравоохранения и обеспечение доступа к ним российских и иностранных граждан с использованием средств современной информационной технологии;

2. Повышение эффективности деятельности органов государственной власти и организаций отраслей народного хозяйства страны за счёт формирования качественно новой информационной среды;

3. Увеличение роли России на мировом информационном рынке;

4. Расширение сферы применения русского языка в мировом информационном пространстве и удовлетворение информационных потребностей русскоязычной диаспоры в СНГ и дальнем зарубежье;

5. Привлечение отечественных и зарубежных инвестиций в развитие информационной инфраструктуры и информационных ресурсов России;

6. Распространение сведений о научно-технических достижениях российских исследователей;

7. Сохранение особо ценных коллекций и фондов путём создания их электронных копий и обеспечение удаленного доступа к ним.

2.2. Основными задачами Программы являются:

1. Предоставление для массового использования фондов (коллекций) ЭБ, имеющих особую социальную значимость;

2. Анализ, учёт и оценка информационных ресурсов России для включения их в ЭБ и разработки рекомендаций по созданию новых ресурсов;

3. Создание системы координации межведомственных, ведомственных и региональных программ и проектов развития ЭБР;

4. Определение общесистемных правовых, организационных и технологических принципов построения ЭБР, а также разработка средств обеспечения функционирования ЭБР;

5. Разработка требований к среде поддержки ЭБ;

6. Создание первой очереди ЭБР для апробации разработанных принципов и средств.

III. Содержание работ по Программе

Содержание работ по Программе определяется шестью основными направлениями, каждое из которых в свою очередь состоит из совокупности взаимосвязанных проектов.

3.1. В области правового обеспечения функционирования ЭБР – разработка предложений по совершенствованию действующих или принятию новых правовых нормативных актов в части:

1. Определения статуса ЭБ как составной и особо ценной части государственных информационных ресурсов;

2. Обеспечения права доступа к ресурсам ЭБР для граждан и организаций;

3. Обеспечения информационной безопасности ЭБР;

4. Защиты авторского права и других форм интеллектуальной собственности при функционировании ЭБР;

5. Определения прав, обязанностей и ответственности участников ЭБР (включая вопросы лицензирования отдельных видов деятельности);

6. Порядка комплектования фондов ЭБР из государственных и негосударственных информационных ресурсов.

3.2. В области организации управления Программой и её финансирования:

1. Создание органов управления межведомственной программы ЭБР и обеспечение их функционирования;

2. Разработка и реализация порядка экспертизы заявленных проектов и контроля их выполнения;

3. Координация Межведомственной программы ЭБР с федеральными и ведомственными программами в сфере информатизации, а также соответствующими программами субъектов РФ;

4. Организация международного сотрудничества в рамках Программы;

5. Организация контроля за целевым использованием выделенных финансовых средств;

6. Организация деятельности по привлечению внебюджетных средств для реализации Межведомственной программы ЭБР.

3.3. В области создания коллекций и фондов ЭБР:

1. Определение требований к видовому и тематическому составу фондов ЭБР на основе критериев их социальной значимости, а также степени готовности электронных ресурсов;

2. Формирование представительной коллекции электронных фондов ЭБР на базе имеющихся электронных информационных ресурсов участников Программы;

3. Организация оцифровки особо ценных документов из фондов участников Программы;

4. Организация комплектования фондов ЭБР на основе электронных форм печатных изданий.

3.4. В области выбора и разработок средств логико-лингвистического обеспечения:

1. Определение состава и типовых вариантов форматов представления основных типов данных в ЭБР (реляционных БД, полнотекстовых, графических и мультимедийных документов и данных), а также кодировок;

2. Разработка архитектуры системы метаданных ЭБР, принципов и технологии ее применения;

3. Создание словарей, классификаторов и других средств лингвистического обеспечения;

4. Выбор и создание средств автоматической обработки данных на естественном языке, а также графических и мультимедийных данных.

3.5. В области программно-технологического обеспечения:

1. Разработка и стандартизация программно-технологических средств подготовки и загрузки в ЭБР документов и данных основных типов;

2. Разработка технологии хранения больших и сверхбольших массивов, их архивации и обеспечения доступа к ним;

3. Выбор или разработка типовых программно-технологических средств ЭБР для основных категорий участников Программы;

4. Выбор или разработка программно-технологических средств защиты информации в ЭБР;

5. Разработка или определение требований к системе навигации и пользовательским интерфейсам в ЭБР;

6. Выбор или разработка протоколов и стандартов для обеспечения совместимости программно-технологического обеспечения ЭБР;

7. Выбор или разработка программно-технологических средств управления в ЭБР, включая контроль выполнения услуг и средства взаиморасчетов.

3.6. В области обучения производителей и пользователей информационных продуктов и услуг ЭБР:

1. Разработка учебных программ и учебно-методических материалов;

2. Проведение курсов и школ обучения.

IV. Организация выполнения Программы, источники и объемы ее финансирования

4.1. Программа рассчитана на пять лет и предусматривает выполнение видов работ:

1. Общесистемное проектирование;

2. Координация, определение состава и учет электронных ресурсов;

3. Создание электронных библиотек;

4. Разработка правового и нормативного обеспечения;

5. Обучение и подготовка кадров.

4.2. В основе организации выполнения программы предлагается принять следующие принципы:

1. Программа представляет собой совокупность взаимосвязанных проектов;

2. Совокупность проектов должна обеспечивать выполнение всех основных задач программы (с этой точки зрения важно выдержать принцип полноты);

3. Конкурсный принцип отбора проектов для включения в программу; открытость программы и добровольность представления проектов на конкурс, однако отдельные проекты могут быть заказными;

4.3. Предусматриваются две стадии формирования и выполнения программы.

На первой стадии силами рабочей группы, организованной Миннауки РФ из представителей заинтересованных министерств и ведомств разрабатывается аван-проект программы, объявляется конкурс проектов и создается конкурсная комиссия;

На второй стадии организуется Координационный научно-технический совет (КНТС) программы, утверждаемый приказом Миннауки РФ, который осуществляет в рамках программы координацию работ по конкретным проектам, отобранным по результатам конкурса. КНТС организует независимую экспертизу результатов выполнения проектов. КНТС действует на основании положения о нем, утверждаемым приказом министра науки и технологий РФ.

4.3.1. На первом этапе общесистемного проектирования (2000 г.) должны быть выполнены следующие работы:

1. Разработан концептуальный проект “Электронные библиотеки России”;

2. Созданы органы управления Программой и подготовлена организационная документация (в том числе соглашения между участниками Программы, порядок их взаимодействия и т.п.);

3. Разработаны основы финансово-экономического сопровождения Программы и оплаты работ ее участников;

4. Организовано взаимодействие с Программой “Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы” и другими смежными федеральными и отраслевыми программами, предусматривающими формирование информационных ресурсов и развитие в сфере информатики и телекоммуникаций;

5. Организовано международное сотрудничества по Программе;

6. Разработаны основные принципы построения и функционирования ЭБР;

7. Определен видовой и тематический состав ЭБ;

8. Разработаны системы метаданных ЭБР;

9. Определены принципы построения локальных ЭБ и их систем;

10. Определены основные структурные элементы ЭБ и характер их взаимодействия.

4.3.2. Последующие этапы общесистемного проектирования (2001-2004 гг.) связаны с выполнением эскизного, технического и рабочего проектирования ЭБР, включая создание средств программно-технологического и лингвистического обеспечения. Состав работ по этим этапам определяется в конце предшествующего года с учетом выполненных работ.

4.3.3. Приемку результатов работ общесистемного проектирования производит КНТС.

4.4. Определение состава электронных ресурсов ЭБР и координация деятельности по их подготовке осуществляются Рабочей группой на основе данных Государственного регистра баз и банков данных.

4.5. Разработка правового и нормативного обеспечения, создание электронных библиотек и обучение производятся по отдельным проектам на конкурсной основе в соответствии с требованиями, определенными на этапах общесистемного проектирования. Приемка работ осуществляется КНТС с привлечением участников общесистемного проектирования.

4.6. Основными участниками выполнения Программы являются ведущие организации следующих ведомств:

  • Миннауки РФ (координатор);
  • Минкультуры РФ;
  • Минобразования РФ;
  • Российской академии наук;
  • Росархив;
  • Госкомсвязи РФ;
  • Госкомпечати РФ;
  • Роспатент,
  • РФФИ.

4.6.1. К участию в Программе на втором и последующих годах ее выполнения могут привлекаться другие ведомства России, а также отдельные организации, группы исполнителей и специалисты. Допускается по согласованию с Рабочей группой участие в работах по Программе и/или ее финансированию негосударственных организаций и фондов.

4.6.2. Основанием для привлечения в Программу других ведомств является выраженное их руководством желание принять участие в работах и финансировании Программы. Привлечение к работам отдельных организаций и исполнителей производится на основании решений руководителя Программы и КНТС.

4.7. Источники и объёмы финансирования Программы должны складываться из следующих составляющих:

  1. Централизованные средства поступают через Миннауки РФ и другие ведомства, участвующие в проекте. По этой составляющей общий объём финансирования оценивается в 100 — 80 млн руб. в год;
  2. Собственные средства участников примерно равные тем объемам, которые выделялись на соответствующие работы в 1998 г. Эту составляющую можно оценить в ~ 50 млн руб. в год;
  3. Дополнительно привлекаемые средства отечественных и зарубежных, правительственных и неправительственных организаций по практике последних лет примерно равные половине централизованной части бюджета программы, т.е.~ 50 млн руб. в год.

Таким образом, годовой бюджет программы реально можно определить в размере ~200 млн руб. в год (что соответствует ~ 6,2 млн долларов США). Это в десятки и сотни раз меньше, чем бюджеты соответствующих программ Японии, Великобритании, ФРГ и США, однако учитывая экономическое состояние страны, рассчитывать на более серьёзное финансирование весьма затруднительно.

Достижимость такого бюджета может быть поддержана обязательным условием Программы, чтобы наибольшее число проектов имело множественные источники финансирования. Это активизирует участников Программы на поиск дополнительных финансовых средств, без которых они не могут получить деньги из централизованных источников. Такая практика широко применяется зарубежными и отечественными фондами. Исключение могут быть сделаны для общесистемных проектов (типа разработки аван-проекта Программы, стандартов или правовых документов), которые выполняются временными коллективами и могут финансироваться только из централизованных источников.

V. Ожидаемые результаты

5.1. В результате выполнения Программы будут разработаны и/или созданы:

1. Требования к среде поддержки электронных библиотек ведомств и организаций;

2. Необходимые средства их функционирования;

3. Электронные копии особо ценных коллекций и фондов;

4. Инфраструктура, обеспечивающая координацию региональных и отраслевых программ и проектов по развитию электронных библиотек России;

5. Условия доступа российских и иностранных граждан к информационным ресурсам России в сфере науки и техники, культуры, образования и здравоохранения.

5.2. Реализация Программы позволит:

1. Существенно повысить эффективность деятельности отраслей народного хозяйства за счет формирования и использования качественно новой информационной среды;

2. Увеличить роль России на мировом информационном рынке и привлечь инвестиции зарубежных стран и организаций для развития электронных библиотек России;

3. Сохранить и развить научный и культурный потенциал страны;

4. Активизировать процессы интеграции и международного сотрудничества в едином научном, культурном и образовательном пространстве.


Поиск:
Последнее обновление страницы было произведено: 2003-12-09

Все предложения и пожелания по содержанию и структуре портала направляйте по адресу: rdlp@iis.ru